Свяжитесь с нами
Тел. в Черногории:
+382 69 287855
Тел. в Черногории:
+382 69 235680
E-mail: admin@evropartner.org
Skype: evropaedu

Основание города Котор

Корни основания города Котора как поселения достигают далеких веков. Вероятно, самым древним, еще доисторическим поселением на этих просторах было село Шпиляри, к востоку над Котором, в глубокой впадине, которой холм Святой Иван над городом отделяет от гор. Здесь во время археологических раскопок найдены предметы из позднего бронзового и раннего железного периода, которые свидетельствуют о том, что это место было населено в 6-4 веках до нашей эры. Нет сомнения в том, что это месторасположение поселения создавало все необходимые благоприятные условия для жизни, а именно: непосредственная близость источника питьевой воды в реке Шкурде, близость моря для занятий рыболовом и для развития торговых отношений с соседями, а также наличие буйных лесов в непосредственной близости для развития охотничьих угодий и зачатков скотоводства и близость пика Святого Ивана - высокого и неприступного массива - для организации убежищ в случае военной опасности.

Котор

Очевидно, что более поздние работы и перестройки на узком плато верха горы Святой Иван уничтожили все оставшиеся следы оборонительных стен в технике сухих стен, открытых в большинстве поселений так называемого „гадинского“ типа в Боке Которской и вдоль Адриатического побережья, но не исключено, что зондажными исследованиями невозможно отыскать остатки тех конструкций, что найдены, например, в крепости старого Ульцинского города. 

Было бы также очень интересно провести зондирование в самом каньоне и котловане Шпиляра  с целью открытия хотя бы приблизительного урбанистического вида этого поселения, если о какой- либо урбанизации в этот период может идти речь. Но с учетом того, что существование и жизнь этого поселения в котловине Шпиляра до сих пор  остаются под вопросом, было бы также преждевременно говорить о том,  как это поселение называлось на языке его жителей. Оставляя этот вопрос пока открытым, нужно было бы прежде всего прояснить обстоятельства,  при которых развивался этот регион в течение более поздних веков.

Исторические события в течение 3-2 веков до нашей эры, такие как создание  иллирийского государства королем Агроном, пиратские походы и завоевания  королевы Теуты, начало ряда иллирийско - римских войн и падение иллирийского царства перед королем Гентием, выдвинули на первый план укрепленные города с мощными стенами, такие как Ризон (Рисан) и Оицинум (Улцинь), тогда как о маленьких поселениях, которые были в котловине Шпиляра, определенно ничего неизвестно, ни на основании материальных следов, ни из скудных письменных источников.

Покорение илириков, которое началось после падения Гентия в 167 году до нашей эры, а закончилось в эпоху правления императора Августа (14 год) нашей эры, полностью изменило условия жизни и заселения этого региона. Все усиливающаяся экспансия римской силы и инфильтрация римской культуры привели до постройки городов открытого типа без твердых стен и фортификационной системы «городского» стиля. Можно предположить, что именно тогда, в период мирного развития илириков в течение 1 века новой эры, дошло до переселения тогдашнего населения из котловины Шпиляра на треугольную равнину в подножии горы Святой Иван, относительно на позицию сегодняшнего городского центра Котора. Это подтверждают и археологические анализы этих мест, первые упоминания о которых относятся к 1 веку новой эры, хотя развитие и жизнь этого новонаселённого места не может точно подтвердиться археологическими иссле¬дованиями. Даже редкие письменные источники этого времени не конкретизируют название поселения на позиции сегодняшнего Котора, хотя по некоторым версиям интерпретации этих источников, это поселение могло называться Acruvium, Agruvium, Akrouion или Ascrivium.

Между тем, многие ученые склоняются к теории уважаемого лингвиниста, которского профессора Антуна Майера, что это поселение уже в те времена носило изначальное имя Катарум, от которого позже в произношении первых славянских переселенцев произошло сегодняшнее название - Котор.

Название Аргувиум, в любом из вариантов, вероятнее всего, относится к какому- то другому поселению в Боке Которской, по всем показаниям, к плодоносной области Грбаль с южной стороны Котора, поскольку достоверно доказано, как из названия поселения Agruvium произошло сегодняшнее название плодоносной местности Грбаль методом изменения: Acruvium = Agruvium = Agrubium = Grubium = Grbium = Grbjo = Grbalj.

Котор

Археологические исследования в целом ряде мест Грбля доказывают, что в этой области жизнь буйствовала и процветала от 1 до 3 века нашей эры, а потом резко прекращается.
Причиной этому может служить тот факт, что во времена нашествия варваров, а особенно в 5 веке, увеличивается роль городов с природными или построенными укреплениями, поскольку в эти смутные времена уцелевшее население искало спасения в укрытии твердых стен. Вероятно, именно тогда и жители открытого и незащищенного поселения Агрувиум в Грбале попросили крова и защиты в крепости на вершине горы Святого Ивана выше сегодняшнего Котора, но все же с собой принесли и сохранили свои традиции и память о давнем названии своего старого поселения.

Между тем, о поселении на месте сегодняшнего Котора - предполагаемом Катаруме, - нет никаких упоминаний в исторических источниках – за все время от прихода римлян,  во времена набегов варвар и переселения народов, когда действительно редко кому приходилось думать о том, чтобы вести хоть какие-то записи о потомстве, когда уничтожались и те немногочисленные созданные до этого записи.

Первым, кто обозначил греческое название этого поселения как Декадерон (Dekaderon), или в латинской транскрипции Decatarum, был анонимный Равенский географ, который его описал около 530 года нашей эры. Но существует вероятность, что запись из акта 1-го солитанского униатского собора 530 года нашей эры о некоем Викторе, епископе “ecclesiae Martaritanae“, что могло бы трактоваться как “Catharitanae”, относится к первому назначенному которскому епископу. Версия подкрепляется анализом крестильницы с крестообразным бассейном для крещения взрослых поливанием – внутри остатков фундамента северного корпуса большой трехкорпусной старохристианской базлики, под сегодняшней церковью святой Марии „от реки „ в северо-восточной части города Котора, которая датируется первой половиной 6 века, предположительно во время когда упоминается епископ Виктор и когда на территории всей Византии, в подчинении которой Котор тогда находился, проводились массовые работы для обновления жизни в городах по инициативе знаменитого царя Юстилиана.

Следующим упоминанием о Которе является труд другого царя - писателя Константина Порфирогенета, написанный в середине 10 века, но относящийся к предыдущему 9 веку, когда в Которе была уже построена маленькая церковь – мартирий во славу нового защитника города Святого Трифона. Останки фундамента этого храма открыты во время раскопок рядом с фундаментом сегодняшнего кафедрального собора и свидетельствуют о том, что эта церковь имела основание в виде греческого креста с равными лучами, вписанного в квадрат,  с тремя прислоненными абсидами, могла иметь купол, базирующийся на 4 средних столбах или пилястра,  а боковые пристройки и остова прикрыты бочкообразными и крестообразными сводами, так что к этому зданию можно отнести сведения    Порфогинета о том , что церковь святого Трифона в Которе „heilematikos” (закругленная, или округлая), то есть со сводами, а не закругленная в основании – “rotunda”, как до сих пор считалось.

И большая древнехристианская базилика, и малая часовенка во славу Трифона пережили нашествие сарацинов в середине 9 века, когда по свидетельству Порфирогенета был сожжен нижний Котор, и разорение македонского царя Самуила в конце 10 века, хотя доподлинно неизвестно все, что происходило с городом до конца 12 века, точнее до 1124 года, к которому относится самый старый которский документ, согласно которому вече которских вельмож дарит церкви святого Трифона “tumbam sancti Archangeli” - остров Превлаку возле Тивта, в сущности, как обычно практикуется - доходы от земли на постройку нового романического кафедрального собора, который был торжественно освящен 19 июля 1166 года в присутствии большого количества священнослужителей во главе с саградским бискупом Майом, которским полком и вельможами с городским приором (князем) Витом, а также византийским наместником Дукли и Далмации „Киром“ Изанацием, как нам сообщает другое свидетельство.

Дальнейшее развитие города Котора наблюдаем в течение 14 века, когда начинают писаться первые главы городского Устава и начинают “in continuo” вестись книги городского нотариата - самого важного источника для изучения общих социальных, политических, экономических, и культурных условий в этой высокоразвитой средневековой коммуне, в чьем коловороте отражается общий прогресс общества того периода.

Котор
 

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ


Остались вопросы? 
Задай их на форуме.

Copyright 2005-2015. all rights reserved

Рейтинг@Mail.ru Create a free website  Каталог сайтов Всего.RU Союз образовательных сайтов