Свяжитесь с нами
Тел. в Черногории:
+382 69 287855
Тел. в Черногории:
+382 69 235680
E-mail: admin@evropartner.org
Skype: evropaedu

Которские стены

Стены мощной которской крепости, одно из нескольких чудес средневекового фортификационного искусства, представляли один из главных мотивов и причин для записи этого города и его природного и культурно - исторического окружения в Список мирового и культурно - исторического наследия ЮНЕСКО в октябре 1979 года.

Стены в Которе

Фортификационный комплекс крепости не был создан в одночасье, а развивался постепенно, в течение веков, от иллирийской постройки (castellum) на вершине горы Святой Иван (Sandgovanni, 280 метров над уровнем моря) до сегодняшнего развитого и расчлененного вида, утвержденного в течение 17 и 18 веков. Это развитие было обусловлено географическими характеристиками узкого треугольного пространства между короткими течениями подморского водоворота Гурдич и речушки Шкурды, на котором развивалось средневековое урбанистическое ядро массива берега Святой Иван, полностью отделенного глубоким рвом от гор в тылу, которое издавна играло роль защитника, акрополя и цитадели.

Остатки предполагаемого иллирского построения или теоретического римского укрепления на вершине горы Святой Иван полностью уничтожены более поздними перестройками, но, уже начиная с 9 века нашей эры, византийские источники четко различают понятия «нижний город», то есть сегодняшнее месторасположение, от крепости на верху горы. До конца 14 века стены опоясывал весь старый город и гору Святой Иван с Каштелой на вершине, так что в сегодняшнем виде стены Котора - единственный пример оборонительной архитектуры средневекового Средиземноморья. Общая длина всех стен Котора превышает 4 км, толщина их варьируется от 2 до 16 метров, а высота местами достигает 20 метров, наряду с максимально профессиональным использованием природных обрывов и откосов горы Святой Иван, а также течения реки Шкурды и морского берега. Весь старый город Котор полностью опоясан мощными стенами вдоль упомянутой реки и морского берега до источника Гурдич, так что доступ к городу был практически невозможен. Сегодняшние Главные, или Морские ворота на западном тракте стен в сторону моря, из пристани, именуемой Марина, в сущности, узкого пояса суши перед западной стеной, как и современная пристань, построены уже в 19- 20 веках.

На месте пристани когда-то находился Лазарет для прохождения карантина для моряков и товаров из далеких земель, а на самом верху, возле самой портовой Капетании, находилась небольшая лоджия, предназначенная также для портовых властей, благодаря которой верхушка которской набережной и сегодня называется Лужа. Доступ к городу с суши был возможен только с Табачины, через Северные ворота с разводным мостом через реку Шкурду, построенные в 1540 году в память о неудавшемся нападении на город турецкого пирата Хайрутдина Барбароссы, или с Юга, через Южные ворота, где вход охраняли три калитки: внутренняя 16 века, средняя 13 века и внешняя, с разводным мостом через подморский источник Гурдич 18 века.

Самые древние останки стен, возможно, те, которые упоминаются в источниках 9 века, сохранены в фундаментальных партиях северо- восточного угла крепости. От массивных фортификационных построек 13-14 веков сохранились лишь некоторые участки: на севере -рядом с рекой Шкурда и на западе рядом с морем, между тем, стены этого периода, в большинстве своем, представляют внутренние стены на севере и западе, поскольку с начала 15 века при вхождении в употребление более мощного огнестрельного оружия, возникла необходимость усилить старые стены постройкой новых стен под наклоном, с заполнением создавшегося пространства землей и камнями (“terrapien”).

Стены в Которе

В 15 веке, вследствие усилившейся опасности от турецких нападений, как защита Южных ворот был построен большой овальный бастион Гурдич, впоследствии также перестроенный и укрепленный. В течение 16 и 17 веков также достраивались и усиливались стены в западном секторе в сторону мор двумя небольшими бастионами Valier и Korner с обеих сторон городской Тыржницы (Markata).

Особенно в начале 16 века усилены северные стены с бастионами Riva и Bembo с обеих сторон Северных ворот, где было отбито нападение капитана Хайрутдина Барбароссы, а также вдоль реки Шкурды к большому баллоарду (наполовину самостоятельному бастиону) так называемой Цитадели с округлой башней Кампаной на северо-западном углу, то есть верхушке которской крепости, откуда можно было контролировать подступы к городу с моря. На юге и востоке стены поднимаются вдоль обрывов горы Святой Иван к вершине, где на линии обороны предполагаемой иллирийской градины, была построена мощная самостоятельная крепость Каштел.

В восточном секторе стен интересен также и комплекс Малой крепости с башней Контарини (15 век), построенной в сторону села Шпиляры и пешеходной дороги вглубь страны – единым связующим путем между Черной горой с морем в этом регионе.

В южном секторе в наиболее возможной мере использованы природные оборонительные свойства горы Святой Иван, которые настолько хорошо выражены, что даже старые документы свидетельствуют о том, что на этом участке есть места совершенно без стен, настолько они неприступны.

Стены в Которе

Эти стены строились, перестраивались, расширялись или укреплялись постепенно, на протяжении длительного периода, с 12 до 18 века, а также определенные работы по перестройке проводились и в 19 веке во время австрийской оккупации Котора и даже во время второй мировой войны. Источники начала 16 века говорят о том, что на протяжении всей стены имеется в общей сложности 1200, а по другим сведениям, 830 зубцов для укрытия людей, что косвенно говорит о том, что отряд защитников крепости насчитывал именно столько воинов.

Котор имел счастье остаться единственным из редких городов восточного побережья Адриатики, в котором полностью сохранен пояс и порядок фортификаций, вопреки военным разрушениям и опустошительным землетрясениям и даже вопреки санитарным и урбанистическим запретам 19 века, когда многочисленные значительные укрепления в других местах разрушались по указанию тогдашних властей для введения новых планов и прокладки новых улиц.

 

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ


Остались вопросы? 
Задай их на форуме.

Copyright 2005-2015. all rights reserved

Рейтинг@Mail.ru Create a free website  Каталог сайтов Всего.RU Союз образовательных сайтов