Свяжитесь с нами
Тел. в Черногории:
+382 69 287855
Тел. в Черногории:
+382 69 235680
E-mail: admin@evropartner.org
Skype: evropaedu

Ровинь

РовиньК югу от Лимского залива на извилистом берегу с несколькими бухтами и островками расположился Ровинь, один из красивейших и живописнейших городов Адриатического побережья.

Впечатлению пространственной гармоничности в первую очередь способствует само размещение исторического ядра города Ровиня на небольшом полуострове, выступающем в море между двумя глубоководными бухтами.

Высокие постройки старого города, поднимающиеся почти от самого моря к вершине холма, создают единую ткань живописных, узких и извилистых улочек, соединяющихся у вершины наподобие сжатого кулака. На вершине господствует массивная горизонталь приходской церкви, которую несколько смягчает зелень деревьев. Всей композиции окончательный штрих придает монументальная колокольня, устремленная высоко в небо. Вертикали высоких зданий усиливают многочисленные высоко торчащие дымовые трубы, украшающие крыши Ровиня.

Старый город несколько отделен от новых районов своеобразным перешейком из пересекающихся нескольких барочно оформленных пространных площадей и улиц, протянувшихся перед городской стеной и по пространству, образовавшемся после частичной засыпки моря. Более новые части города, возникшие в XVIII и XIX столетиях, веерообразно распространяются к двум бухтам или поднимаются на противоположный холм, на котором доминирующую позицию занимает комплекс францисканского монастыря. Новые городские кварталы, построенные во второй половине XX века, а также объекты туристической застройки размещены сравнительно далеко от старого городского ядра, утопая частично в густой зелени, окружающей город. Таким образом, сохранено ощущение архитектурной полноты и цельности исторического городского центра, и наглядно проявляются логические смены стилей и градостроительных замыслов на более широком городском пространстве. Впечатляюще подчеркивает южную бухту Ровиня зеленый облесенный островок Святая Катерина.

Подобно другим истрийским городам, Ровинь - очень древнее поселение. Город возник на островке, узким морским проливом отделенном от суши. Согласно записям VII века анонимного равенца, на этом месте давно уже существовал Каструм Рубини, укрепленный военный лагерь, по крайней мере, уже в IV столетии. Римский каструм стоял, вероятно, на месте, где теперь высится церковь Св. Эуфемии и где поместилось кладбище. Область Ровиня в римские времена была густо заселенной, о чем свидетельствуют находки многочисленных загородных вилл. На расположенном рядом островке Святой Андрей производили стекло, и островок был еще недавно засыпан стекольными осколками. В раннее средневековье Ровинь упоминается под именем Рувигно, Руине. Ругинио, Ревигно. После спокойной римской эпохи последовали бурные времена, когда вторжения разных народов и военные походы, а также пиратские набеги с моря стали угрожать истрийским пространствам. С VI по X вв. население, убежавшее из центральной Истрии, нашло убежище на укрепленном ровиньском островке, после чего поселение превращается в типичный средневековый город.

Значение Ровиня, как городского центра, высказалось в участии его представителей на соборе в Рижанах, проведенном в 804 году. В период установления феодального строя в Истрии постоянно меняются феодальные правители, причем прибрежные  истрийские города ведут все более острую борьбу за муниципальную автономию. Сопротивление особенно усилилось во времена правления аквилейских патриархов. Из этого периода интерес представляет договор Ровиня с Дубровником, подписанный в 1188 году, на основании которого города обязались наладить взаимную торговлю и обмен товарами.

Между все большим присутствием усиливавшейся Венеции и правлением аквилейского патриарха Ровинь, как и другие истрийские города, поддерживает в борьбе за
свои привилегии то одну, то другую сторону. Окончательно он переходит на сторону Венеции в 1310 году. Венецианская власть формально оставила городу Ровиню коммунальные свободы, но за собой сохранила право ставить своего подеста, под юрисдикцией которого были все важнейшие дела, от которых зависела жизнь города. Так как венецианская экономика была главным образом ориентирована на торговлю, то истрийские владения стали переживать стагнацию, а в городах появились новые профессии - ремесленники, торговцы, мореплаватели. Население города Ровиня резко увеличилось в период турецких проникновений на запад. Многочисленные беженцы из Далмации и Боснии, а также из Албании и Греции, обосновались на территории западной Истрии. Одной группе скотоводов венецианская администрация разрешила занять пастбища в окрестностях Ровиня, и они в 1525 году основали Ровиньское село. Поскольку городское население увеличивалось, обозначились два параллельных процесса. В городе, заключенном в рамках своих крепостных стен, свободного пространства было все меньше, и дома стали достраиваться на этаж, на два и даже на больше этажей. Таким образом Ровинь превращался в город высоких домов (в 4-5 этажей). 

С другой стороны, с ослаблением внешней опасности все больше домов строилось за городской стеной. Сначала появился ряд зданий между внешней и внутренней защитными стенами, сформировав новую пространную площадь на берегу (Piazza della Riva). Под нажимом францисканцев началось заселение материковой местности, расположенной на возвышенности вокруг францисканского монастыря. Наконец, когда в середине XVIII века исчезла непосредственная военная угроза, снесли каменный мост и засыпали узкий пролив, разделявший ровиньский остров от суши, и город стал свободно распространяться по своим окрестностям. В конце XVIII века в Ровине проживало почти 10 тыс. жителей, и широкое развитие получили сельское хозяйство, рыбный промысел и мореходство. Высококачественный камень, добываемый из окрестных каменоломен, послужил для строительства немалого числа великолепных сооружений в Венеции, Падуе, Анконе и других городах. Говорят, что из ровиньского камня была построена знаменитая венецианская церковь Сайта Мария делла Салуте.

В период австрийской администрации был построен порт в северной бухте и волнорез в южной, протянувшийся к островку Св. Катерины. Во второй половине XIX века начинает в предместьях Ровиня развиваться промышленность, причем особо следует выделить крупную табачную фабрику, основанную в 1872 году. Для инвестора существенным явился тот факт, что в Ровине и его окрестностях было много незанятых женщин. Исходя из долгих рыболовных традиций, в 1882 году был открыт широко известный рыбозавод. В 1873 году Ровинь через Канфанар был присоединен к железнодорожной сети. После второй мировой войны, в особенности с 60-х годов, начинает стремительно развиваться туризм. Комплексы гостиниц, туристических поселков и кемпингов окружают широкую территорию Ровиня и распространяются по его островам. Ровинь, благодаря своим природным красотам и, прежде всего, живописному и ценному историческому облику, является одним из самых привлекательных курортов всего хорватского побережья. В последние годы все большее значение уделяется в Ровине яхтенному туризму.

Культурно-историческое наследие Ровиня чрезвычайно велико. Надо сказать, что в отличие от Пореча и Пулы, Ровинь не обладает отдельными архитектурными памятниками всемирного значения, ното, что выделяет Ровинь среди других городов-памятников, это его полностью сохранившееся градостроительное ядро. Оно природным образом складывалось столетиями, испытывая разные влияния и отображая непрерывную историю города. Нетронутый военными разрушениями второй мировой войны, Ровинь, наряду с целиком сохранившейся городской структурой, сохранил и свои ландшафтные ценности, свою живописность и свое единственное, почти натуральное, органическое устройство.

Древнее ядро города, сложившееся на былом островке, состоит из компактных, неправильных по форме блоков зданий или плотных рядов домов, протянувшихся вдоль узких улиц. За былыми главными городскими воротами, где в наши дни стоит арка Балби, находилась центральная площадь Св. Демьяна (теперь площадь Маттеоти).  От площади веерообразно идут главные городские улицы - Тревисол, Монталбано, Гарзотто, Грисия, Касале, Зденац и Силавано, которые своими извилистыми линиями поднимаются к плато вершины холма. Много небольших кривых улочек и проходов пересекает эти главные артерии, создавая капиллярную систему коммуникаций между высокими постройками. В нескольких местах формируются маленькие, нередко неправильной формы площади, как своеобразные отдушины в густой городской ткани (Пиан дел Тибио, Стари и Вели трг / площадь, "Звезда").

Характерной чертой древнего ядра Ровиня являются также многочисленные крытые ходы между отдельными улицами или между блоками домов, преимущественно с арочными перекрытиями, но есть несколько и с ровными. Система таких ходов нередко создает живописные расширения, каким, напр., является "Поляна на брийегу" (площадь На холме).

Ровиньские крытые ходы - это не только переходы и коммуникации, поскольку над ними часто строились жилища, и это придает еще большую живописность городской среде. Так как улицы поднимаются к вершине холма, Ровинь изобилует лестницами.

Особо ценна древняя каменная облицовка улиц, среди которой своей декоративностью выделяется кладка камней по системе «рыбья кость". Старые фортификации Ровиня теперь плохо заметны, поскольку они частично вросли в дома, а частично были снесены. Сохранились лишь одна четырехугольна башня на улице В. Швалбы, переделанная под жилой дом, и трое из четырех городских ворот.

В старой части города нет каких-то заметных средневековых построек. Местами можно заметить какое-нибудь готическое окно, но большей частью архитектурнае украшения утеряны в ходе перестроек и достроек новых этажей в период позднего Ренессанса и барокко.

Из ренессансных построек следует выделить два гармоничных, тождественных палаццо, стоящих по бокам улицы Монталбано там, где она выходит на Старую площадь. Они отмечаются кладкой, выполненной тонко обработанными каменными блоками и изящным моделированием оконных проемов. На обоих палаццо есть на уровне третьего этажа эффектные ренессансные каменные балконы с балюстрадой. Оба здания акцентируют западную сторону площади. Судя по высеченной дате над одним из входных порталов, они были построены как-то в 1580 году.

В барочный период в Ровине много строили и перестраивали, однако, в старом ядре города трудно отыскать здание, построенное по всем канонам барокко. Легче обнаружить иллюстративные образцы барочных порталов или каменных балконов с профилированным парапетом и гр¬шевидными балюстрадами.

Важнейшее, великолепное ровиньское барочное палаццо Калиффи (в нем теперь размещается Краевой музей Ровиня) стоит на площади перед крепостной стеной, где барочный замысел палаццо смог реализоваться во всех своих возможностях.

Внутри крепостных стен на площади Маттеоти находится палаццо венецианского подеста (теперь мэрия), которое было перестроено в конце XVII века. На нем особо выделяется великолепный портал с дверными косяками, декоративность и монументальность которых создается на контрасте чередований громоздких, шероховатых, грубо вырезанных каменных кубов с тонко обработанными кубами поменьше. Дверь накрыта ровным архитравом и декорирована фризом с гербом и щитом посередине.

Неподалеку можно заметить декоративную барочную арку Балби, установленную в 1680 году не месте, где некогда находились восточные городские ворота. В нижней части арка построена из крупных каменных кубов, причем краеугольный камень с обеих сторон носит на себе по большой и несколько грубоватой протоме. На аттике, венчающем арку, установлены две коленообразные волюты и переломленный фронтон с центральной декоративной вазой. Эту богатую барочную композицию дополняют гербы венецианских подеста и лев св. Марко.

Со своими высокими узкими фасадами и улицами, которые от него веерообразно расходятся Новая площадь, расположенная у самого начала новых городских кварталов, представляет собой еще один живописный барочный ансамбль.

Важнейшим барочным комплексом Ровиня несомненно является его великолепная церковь Св. Евфемии (Фумы).  Чтобы возможно было построить церковь таких больших масштабов на плато над старым городом, нужно было снести позднероманскую церковь Св. Георгия и еще две церковки - Св. Урсулы и Св. Михаила. Сначала воздвигли монументальную высокую колокольню по образцу той, что стоит на венецианской площади Св. Марко. Колокольня строилась с 1654 по 1680 гг. по проекту архитектора Манополя, а на ее вершине в 1758 году была установлена медная скульптура св. Евфемии, работа братьев Виченцо и Биста Воллани.

Большая трехнефная церковь Св. Евфемии строилась с 1728 по 1736 гг. по проекту венецианского архитектора Джованни Доцци. Внутреннее пространство церкви характеризуют высота и монументальность, выражающаяся аркатурами и над ними мощным, богато профилированным карнизом. Три главных алтаря, центральный и боковые, Св. Таинства и Св. Евфемии, поставлены на одном же уровне, что каждому нефу придает некоторую самостоятельность. Барочный ритм осуществлен некоторым продольным напряжением, ориентированным к алтарной зоне. Алтарная часть и церковные хоры декорированы роскошной штукатуркой, работой венецианского мастера Дж. Латуги 1750 года. Все три главных алтаря проектировал в 1741 году знаменитый венецианский алтарист Джироламо Лауреате, а скульптуры на них исполнил один из известнейших венецианских скульпторов того времени, Алвисе Тальяпиетра, представитель венецианского рокко. В осуществлении этого крупного заказа ему помогали сыновья Амброджио и Джованни. В церкви находится и большой, незаконченный античный каменный саркофаг II-III веков, принадлежавших раньше снесенной позднеантичной церкви Св. Георгия. Каменная облицовка бокового фасада была сделана по чертежам архитектора Симона Баттистеллы, а главный фасад был закончен лишь в 1883 году по проекту инженера Депоццо.

На возвышенности в новой части города, на суше, францисканцами была построена в 1702 году простая барочная церковь Св. Франциска, а к ней примыкала богадельня, превращенная в 1746 году в монастырь.

В районе Локва в юго-восточной части новых городских кварталов (неподалеку от автобусного вокзала) стоит высокоценная семигранная романская часовня Св. Троицы с куполом. Это древнейшая сохранившаяся на территории Ровиня сакральная постройка. Интерес представляет каменная перфорированная перегородка в ее окне с высеченным в ней распятием с Мадонной и св. Петром с двумя апостолами.

Из остальных сакральных построек Ровиня интерес представляет церковь Св. Марии Благодати XVIII века, одна из самых красивых барочных церквей южной Истрии. К ней в 1750 году был пристроен характерный для Истрии портик, но он был сделан в классицистическом духе с треугольным фронтоном и был приподнят на восемь ступенек, подобно какому-нибудь античному храму.

Проявляя небудничное и тонкое чутье к ценностям своего окружения, ровиньская табачная фабрика кропотливо реставрировала и в подлинных формах возобновила свои фабричные здания, обогащая одновременно свою окружающую среду качественными садоводческими решениями. Таким образом, представлены для обозрения красивые образцы индустриальной архитектуры последней четверти XIX века. Фабричные здания были построены в 1873-1875 годы, а административное здание - в 1909 году.

На Золотом мысе, полуострове, закрывающем с южной стороны ровиньскую гавань, распростерся большой парк английского типа с решениями, учитывающими зрелищные эффекты. Парк изобилует редкими образцами средиземноморской растительности, причем особо выделяется красивая роща высоких кедров. На пространствах парка находится также древняя каменоломня Ровиня Мунтав, камнем которой были облицованы многие славные венецианские здания. У недалекого острова Св. Андрея (Красный остров) видны в мелководье останки античной архитектуры. Уже в VI веке на острове находился монастырь бенедиктинцев, который в 1420 году переняли францисканцы, продержавшиеся в нем до 1820 года. Часть монастыря и центральная часть дороманской церкви были в XIX веке присоединены к комплексу частной виллы Гюттерот (теперь в составе недавно построенного отеля). В прежней церкви теперь размещается небольшая коллекция каменных памятников XV-XVI веков.

В Ровине в большом барочном палаццо Калиффи расположен Краевой музей Ровиня. В его постоянной экспозиции есть высокоценная коллекция картин XVI-XVIII веков, а также богатая коллекция современного искусства. В залах первого этажа устраиваются выставки современных художников.

Каждое лето на улице Грисия художники, поселившиеся в Ровине, устраивают однодневную выставку под открытым небом.

 

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ


Остались вопросы? 
Задай их на форуме.

Copyright 2005-2015. all rights reserved

Рейтинг@Mail.ru Create a free website  Каталог сайтов Всего.RU Союз образовательных сайтов