Свяжитесь с нами
Тел. в Черногории:
+382 69 287855
Тел. в Черногории:
+382 69 235680
E-mail: admin@evropartner.org
Skype: evropaedu

Пула

Пула

Пула - крупнейший и в настоящее время важнейший город Истрийского полуострова.

Пула

Город поместился в конце извилистого и глубоководного залива, что ему с самого начала придавало характер надежной гавани и безопасной якорной стоянки. Географическое положение Пулы, подвинутое несколько к западу от южного мыса Истрийского полуострова, придавало городу в разные исторические периоды крупное стратегическое значение, преимущественно в ту пору, когда главные морские пути вдоль Адриатического побережья определяло парусное судоход-ство. Гавань города Пулы, благодаря его размерам и местоположению, островкам, разделяющим гавань на несколько бассейнов, а также благодаря свободному доступу со сто-роны открытого моря описывают в пособиях по мореплаванию, как одну из лучших и самых безопасных природных гаваней мира.

Происхождение города, как это часто бывает в истории средиземноморских городов, из-за постоянных и комплексных миграций, контактов и взаимопроникновения цивилизаций окутано легендами. Самая известная из них связывает основание города с мифом об аргонавтах, согласно которому Пулу основали жители Колхиды, доплывшие до берегов Истрии. Об этом говорят и стихи прославленного древнегреческого поэта Каллимаха. Источник легенды следует искать в связях, которые иллирийское население Истрии установило с греческими мореходами, а также в развитой торговле этого племени с греками, о чем свидетельствуют и многие археологические находки. Окружающая Пулу территория была постоянно заселенной еще с эры нижнего палеолита, свидетельство чему раскопки, проведенные в близлежащей пещере Шандаль. Поселения и городища иллирийского периода находились во многих местах в окрестностях Пулы, к тому  же и сам город вырос из иллирийского городища, находившегося на холме, господствующем над заливом (сегодняшний Каштел). Имя города (Пола) - иллирийского проис-хождения. Оно обозначало какое-то гидрографическое понятие, наверное, источник, а, может быть – город. Иллирийская Пула жила в тени мощного города хистров Незакция, находившегося поблизости и являвшегося политическим, административным, военным и религиозным центром целого региона. Ускорение развитию Пулы и ее градостроительному росту придали римские завоевания полуострова Истрии. В 177 году до Р.Х. устанавливается новая римская власть, причем Пула и ее гавань служат плацдармом для дальнейших завоеваний всего этого про-странства. Во второй половине I в. до Р. X. город становится мощным военным укреплением, а потом торговым рынком и гаванью со значительным товарооборотом. Приблизительно в 43 г. до Р. X. город получил статус колонии. В гражданскую войну Пула сначала встала на сторону Помпея, и поэтому была разрушена сторонниками Цезаря. В продолжение политического столкновения, после насильственной смерти Цезаря, Пула поддерживает его убийц Брута и Кассия, и снова подвергается тяжелым разорениям, которые совершают войска победивших триумвиров Октавиана, Антония и Лепида. Благодаря стратегической и экономической значимости города, Октавиан, теперь уже император Август, возобновляет Пулу, и в его время в городе воздвигнуты некоторые из красивейших римских сооружений.

Пула

С того времени, в течение всей римской имперской эпохи вплоть до V века, продолжается непрерывный рост античной Пулы. В период Римской империи Пула носит название "Colonia lulia Pola Pollentia Herculanea". Принадлежащие ей сельскохозяйственные угодья распространялись от Лимского залива до впадения реки Раши в Адриатическое море. На этой обширной тер-ритории развивалась очень динамичная хозяйственная жизнь, обеспечивавшая Пуле богатство и крупное значение. Сельское хозяйство, и прежде всего оливководство и виноградарство, получило широкое развитие, фактическим подтверждением чему являются частые находки крупных и богатых загородных имений, "villae rusticae". В прибрежной зоне был хорошо развит рыбный промысел, который своей консервированной продукцией обеспечивал и заморские края. Начиная с окрестностей г. Ровиня, вплоть до Бриюнских островов находим ряд римских каменоломен, обеспечивавших строительным камнем в первую очередь сам город Пулу, а также другие римские города и поселения Истрии.
Близ Пулы, в Фажане, развернула деятельность крупная гончарная мануфактура, изготовлявшая амфоры, вазы и другую посуду, служившую в качестве "упаковки" для транспортировки пшеницы, масла, вина, законсервированной или соленой рыбы, а также другой продукции, получаемой с богатых земледельческих угодий южной Истрии.

Город Пула, главным образом со времен императора Августа, строился по всем канонам традиционного римского градостроения. Первоначальный римский военный лагерь - каструм - поместился на холме, на месте бывшего иллирийского городища (Каштел), тогда как гражданская городская ткань стала застраиваться в форме эллиптического периметра вокруг холма вплоть до морского берега. Город был построен по системе правильных городских блоков - инсул. Они формировали ряд улиц, радиально распространявшихся от подножия холма и перпендикулярно связанных несколькими концентрической формы улицами, повторявшими эллиптическую конфигурацию центральной возвышенности. На склонах пулского холма римляне построили ряд роскошных вилл видных городских родов. Все городское пространство было обнесено крепостной стеной, фундаменты которой хорошо сохранились, совместно с тремя римскими городскими воротами. Учитывая богатство портового города, ориентированного на импорт и экспорт, неудивительно, что римские гражданские дома были богато обставлены и роскошно убраны мозаикой, из которой сохранилось несколько прекрас-ных образцов, подобно тому, на котором изображена мифологическая сценка наказания Дирки. В западной части города, почти у самого моря построен был форум с примыкающими к нему зданиями и храмами и с перистильной лестницей, ведущей от форума до Каштела. В Пуле римских времен были два театра. Один, поменьше, находился внутри крепостной стеной опоясанного города, а другой, более крупный, был воздвигнут за стеной к югу от города.

Пула

В северо-восточной части, в непосредственной близости от городского центра, у подножия холма Каштанера, около главной дороги, идущей к Аквилее, возведен в I столетии большой амфитеатр, по величине шестой среди сохранившихся во всем мире, который мог поместить более двадцати тысяч зрителей. Его арена предназначалась для гладиаторских боев и других зрелищ для черни. Величина амфитеатра и большого театра, размещенного за городской стеной, свидетельствует не только о значении римской Пулы (в ней проживало чуть более пяти тысяч жителей), но и о сравнительно густой заселенности южной Истрии. Для развлечения ее многолюдной публики были и построены такие крупные сооружения.

Пула

Христианские храмы возникают в римской Пуле уже в IV веке, причем городской кафедральный собор Св. Марии был построен в V веке на фундаменте прежней церкви Св. Фомы, воздвигнутой за столетие до этого.

Великое переселение народов, нашествия варварских племен и их проникновение на пространства Римской империи не сразу отразились на жизни города Пулы, поскольку потоки великих европейских передвижений, а также черта столкновений и постоянные войны с попытками проникновения на Италийский полуостров происходили на севере от Пулы, на сравнительно большом расстоянии. Таким образом, Пула вплоть до конца V века оставалась важным римским портом. К концу V века, после крушения Западной Римской империи, Пула на короткое время оказалась под властью остготов. В тридцатые годы VI века византийский император Юстиниан отправляется в крупный военный поход против готов, в попытке освободить западные провинции. В 544 году в Пуле высадился с многочисленным войском знаменитый полководец императора Юстиниана Велизарий. Город со всей Истрией подпал под византийскую власть, продолжавшуюся более двух столетий (до 770 года). Пула и вся Истрия были административно присоединены к Равеннскому экзархату. В период византийского правления Пула вступает в торговые связи с восточным Средиземноморьем.

В ту пору в Пуле строится большая базилика Св. Марии Формосы, шедевр ранневизантийского искусства. В течение второй половины VI века начинаются славянские проникновения в эту область и постепенное заселение Истрии славянами. Начинается массовое бегство прежнего населения, производство приходит в упадок, и это приводит к постепенному, но основательно-му опустошению последних остатков античного мира.

К концу VIII в. Пула, разделяя участь всего региона, подпадает под франкскую власть. Новые феодальные отношения и интересы феодалов в значительной мере способствовали заселению опустошенной территории Истрии славянским, преимущественно хорватским населением. С другой стороны, новые отношения вызывали сопротивление и укрепляли самосознание жителей древних прибрежных городских коммун, в том числе и города Пулы. В средние века Пула оказалась в тисках двух господствующих сил в северо-адриатической зоне - власти аквилейского патриарха, с временем ослабевавшей, и возраставшего влияния новой великой державы, Венецианской республики. В таком лавировании между двумя мощными полюсами Пула совместно с другими городами Истрии сравнительно рано (в начале XI в.) заключила союз с Венецией. Уже в конце XI века флот Пулы стал таким крупным, что принял участие в перевозке войск крестоносцев на Восток во время 1-го крестового похода. Окрепшая на море, Пула стала угрожать интересам Венеции и нападать на ее корабли, так что Венеция должна была нередко предпринимать против Пулы настоящие военные походы. Частые столкновения интересов в северном уголке Адриатики приводили к многочисленным вспышкам морских боев среди средиземноморских государств. В том числе и Пула в период с XII по XIV вв. подвергалась атакам пизанцев и, прежде всего, генуэзцев. Поскольку в 1331 году Пула подпала под непо-средственную власть Венеции, ее не раз атаковали и завоевывали генуэзцы, причем для города особенно сокрушительным оказалось поражение венецианского флота под Пулой в 1379 году. Тогда генуэзцы заняли, начистоту ограбили и разорили город, после чего средневековая Пула никогда больше не встала на ноги. Ее торговая мощь была уничтожена, и жители большей частью сбежали. Этот регион, главным образом в XV в., опустошали вспышки чумы, а из пришедших в запустение окрестных болот жителям постоянно угрожала малярия. Город почти совсем обезлюдел, и знаменитая античная архитектура Пулы превратилась в руины. Несмотря на свое плачевное состояние, архитектурные памятники города приводили в восхищение многих великих скульпторов и зодчих. Своими эскизными зарисовками Пулу на века прославили выдающиеся художники Возрождения, такие как Сангалло, Сансовино, Микеланджело и Палладио. Согласно свидетельствам современников, в XVII веке в Пуле проживало едва триста человек. Поскольку и такой опустевший город из-за своей гавани и якорной стоянки подвергался нападкам ускоков из приморского г. Сеня, Венецианская республика решила построить новые фортификации. Таким образом, в первой половине XVII века была построена новая крепость и возобновлена пришедшая в упадок гавань. При всем этом надо упомянуть, что, несмотря на деградацию города, гавань Пулы во весь период венецианского господства была важной морской остановкой по пути на Левант и обратно, и в ней останавливались на якорь корабли многих морских и торговых великих держав средиземноморского бассейна. После крушения Венеции, решениями Кампоформийского мира 1797 года Пула присоединена к Австрии, под управлением которой - за исключением короткого периода французской власти (1805-1814) - она оставалась до поражения двуединой монархии в первой мировой войне в конце 1918 года. В новых политических и экономических условиях в первые пятьдесят лет австрийского правления, потеряв значение портового города, Пула продолжала пропадать. События, полностью изменившие судьбы города, происходили на Апеннинском полуострове.

Борьба итальянского народа за воссоединение, поддерживаемая европейскими великими державами, представляла угрозу для австрийских территорий на итальянской земле, поэтому монархия должна была отыскать более надежное место для своего главного военного порта и верфи, которые до этого находились в Венеции. Выбор императорской комиссии остановился на Пуле. Итак, в 1856 году в гавани Пулы начали строить крупную судоверфь для постройки,  оборудования и ремонта австрийского военного флота. С этого момента  город стал стремительно расти, в особенности с 1866 года,  когда Пула получила статус главной базы австрийского императорского военного флота. Уже при постройке верфи численность населения повысилась на 2 тыс. человек, а в середине 80-х гг. Пула насчитывала более 20 тыс. жителей.  Накануне первой мировой войны в городе проживало почти 60 тыс. жителей, из которых свыше десяти тысяч человек работало в судоверфи и в ее вспомогательных службах.

И торговое отделение порта ожило, и поэтому Пула в экономическом отношении показывала стремительные темпы роста. Динамическая жизнь главной базы флота многонационального государства оказала влияние и на состав жителей города, в котором проживали представители почти всех народов Австро-венгерской монархии. Несмотря на этот бросающийся в глаза космополитизм австрийской Пулы (среди многочисленных иностранцев, побывавших в Пуле, оказался и знаменитый ирландский писатель Джеймс Джойс), необходимо подчеркнуть и тот факт, что в поисках работы свой заработок нашло в верфи и много обедневших крестьян Истрии. Новые требования военного порта, судоверфи и ряда централизованных военно-морских учреждений полностью изменили облик порта и города. Вся зона порта была для обеспечения безопасности обстроена новыми фортами и волноломами. На островке Углянике, рас-положенном в сердце порта, были построены большие стапеля судоверфи и сухие доки, а прибрежное пространство заполнили плавающие доки, а также ряд цехов и сооружений арсенала и военного порта. В городе были построены новые репрезентабельные здания для нужд военной администрации и по всему пространству порта - казармы и объекты другого военного назначения. Для размещения работников арсенала, морских офицеров, технического персонала и государственных служащих была построена совершенно новая Пула, а для высшего морского офицерского состава - ряд вилл и особняков. При такой большой и интенсивной застройке рамки города значительно расширились, и некоторые римские постройки, как, например, амфитеатр, стоявшие когда-то за городом, теперь оказались почти в его центре.

После крушения двуединой монархии, осенью 1918 года Пулу оккупировали итальянские войска, и затем, на основании договора, подписанного в Рапалло в 1920 году, благодаря Лондонским соглашениям и территориальным уступкам, которыми союзники склонили Королевство Италию вступить в войну на их стороне, Пула вместе со всей Истрией была присоединена к Италии.

Под Италией стратегическая позиция военного порта Пулы потеряла в новых условиях свое былое значение, преобладающая часть прежнего, преимущественно хорватского населения выселилась, и Пула превратилась в административный центр локального значения, с тенденцией постоянного экономического спада. Даже оставшееся итальянское население не избежало жестокостей установившегося фашистского режима. Во время второй мировой войны Пула была захвачена военным водоворотом. После капитуляции Королевства Италии она была оккупирована немецкой армией и потерпела разрушительные бомбежки с воздуха. По освобождении, в мае 1945 года, Пула стала частью союзнической оккупационной Зоны А, находившейся под англо-американским управлением. Лишь после ряда предпринимаемых дипломатических шагов и протестов, город вошел в феврале 1947 года в состав Хорватии, в рамках ФНР Югославии. Недовольство итальянского населения этим решением вызвало новую болезненную волну выселений из Пулы, подобную той, которая происходила в 1918 году, только теперь в противоположном направлении. Хотя в послевоенный период Пула была загружена слишком большим и преувеличенным присутствием югославской армии, город стал снова развиваться и застраиваться. Наряду с традиционным судостроением, в Пуле развертывается обрабатывающая промышленность, и к тому все заметнее получает развитие туристическая деятельность, благодаря привлекательным окрестностям со многими живописными бухтами. Поэтому на окраине города и в его окрестностях построены многочисленные гостиничные комплексы, туристические поселки и марины. С такими новыми и отчетливыми перспективами своего развития Пула в 1991 году встретила хорватскую госу-дарственную независимость.

То, что Пулу делает чрезвычайно привлекательной, и что ей придает особое значение на художественной и туристической карте Европы - это в первую очередь ее замечательные памятники архитектуры и искусства античной и средневековой древности.

Монументальнейшая и крупнейшая из сохранившихся римских построек Пулы - это огромный римский амфитеатр, в обиходной речи называемый Ареной. Он был построен за городской стеной из-за своих внушительных объемов, а также из-за того, что своей конструкцией он прислоняется к холму Каштанер, пользуясь частью его отлогости. В римские времена амфитеатр находился у главной дороги Виа Флавиа, шедшей к Аквилее. Первый, меньших размеров амфитеатр построил император Август в самом начале I века в ходе основательного возобновления Пулы. Сооружение увеличили при императоре Клавдии, а свою окончательную форму амфитеатр получил к 80-му году I века при императоре Тите Флавии Веспасиане. Амфитеатр Пулы был окончательно достроен в то же самое время, когда и знаменитый Колизей в Риме. По величине он занимает шестое место среди сохранившихся амфитеатров мира. Его более длинная ось была протяженностью в 133 м, а более короткая - в 105 м. Среднюю часть амфитеатра занимала арена величиной в 67,90 х 41,60 м. Внутренность амфитеатра, зрительная трибуна с каменными ступеньками и частью подпорной конструкции не сохранились, поскольку постройка, столетиями пребывавшая в запустении, служила каменоломней, откуда брали строительный материал для строительства церквей и других построек Пулы. До настоящего времени уцелела монументальная каменная оболочка амфитеатра, ритмично расчлененная двумя этажами аркад с 72 арками в каждом из них, причем на верхнем этаже насчитывается 64 четырехугольных отверстия. С внутренней стороны окружающей амфитеатр стены заметны отвесные выбоины, в которые ставили деревянные мачты, держащие в летнее время парусиновый навес над амфитеатром - веларий. Специфику амфитеатра в Пуле создают четыре каменные башни, примыкающие с внешней стороны к каменной оболочке постройки. В них находились деревянные лестницы, которые должны были облегчить доступ зрителей в амфитеатр, а также их выход по окончании боев. Во время, когда амфитеатр был в функции, в нем было около двадцати входов для зрителей. Непосредственно под ареной находились подземные помещения, в которых размещались механизмы для подымания гладиаторов, помещения для зверей и другое оборудование, обслуживавшее специфичные представления, которые там устраивались. В сохранившихся и возобновленных подземных помещениях под ареной амфитеатра теперь можно осмотреть постоянную выставку "Оливководство и виногра-дарство в античную эпоху", на которой, кроме разного отреконструированного античного сельскохозяйственного орудия - мельниц, прессов и другого - демонстрируется и богатая коллекция разного вида и габаритов амфор, употреблявшихся для транспортировки вина и оливкового масла.

Пула

В амфитеатре в настоящее время устраиваются разнообразные культурные мероприятия. В нем помещается около 5 тысяч зрителей, причем окружающая его каменная стена служит прекрасным фоном для многих музыкальных спектаклей, концертов и оперных постановок. Это также и место проведения традиционного фестиваля хорватского кино.

Римский форум, центральная античная площадь, был построен в западной стороне города, у самого моря, и поэтому для него необходимо было провести насыпку грунта. Это прямоугольная площадь величиной в 37 х 81 м, со всех сторон которой размещались жизненно важнейшие сооружения религиозного, административного и правосудного характера, а также хозяйственного значения - рынок и торговые ряды. В северной части форума находились три храма. Древнейший из них, от которого нет сохранившихся материальных следов, находился, наверное, в самом центре и был посвящен Капитолийской триаде - Юпитеру, Юноне и Минерве. Справа от него в эпоху императора Августа был построен храм, посвященный его император-скому божеству и богине Роме, а с левой стороны центрального храма при императоре Веспасиане была снесена городская базилика и построен храм Дианы, равный по своим размерам и форме уже воздвигнутому храму Августа. Остальные три стороны форума окружал портик, украшенный столбами и изваяниями, служивший доступом к объектам общественного назначения. Форум и в средние века продолжал играть роль центральной коммунальной площади, но последовал целый ряд сносов и перестроек, причем была утеряна преимущественная часть античной архитектуры и построено новое коммунальное палаццо - городская ратуша. До сегодняшнего дня почти полностью сохранилось каменное мощение римского форума, находящееся на глубине в 120 см под плитами современной площади. Полностью сохранился и храм Августа, но большая часть храма Дианы была использована при строительстве городской ратуши, о чем отчетливо свидетельствует ее задняя стена. Остальные части древнеримской архитектуры можно обнаружить лишь во фраг-ментах стен или фундаментах при археологических раскопках окружающего площадь пространства.

Храм Августа - прекрасное и в пропорциях гармоничное сооружение, которое и таких не внушительных размеров кажется монументальным. Он был построен в период правления императора Августа (2-й г. до Р. X - 14-й г. после Р. X). Основа его четырехугольная, формирующая цоколь. Заднюю часть храма занимает закрытая целла, а во фронтальной находится открытый пронаос, который на фасаде образуют четыре столба, а по бокам по столбу с каждой стороны. Столбы гладкие с богато украшенными классическими древнегреческими коринфского ордера капителями, причем на угловых пилястрах целлы имеются каннелюры. Под кровлей по всему объему храма развертывается декоративный рельефный фриз, но не по главному фасаду, где некогда была мемориальная надпись, выписанная бронзовыми буквами. Статуи фронтона не сохранились.

Пула

В последовавшее за античной эпохой время храм был превращен в церковь, а потом стал хлебным складом. В самом начале XIX века по инициативе маршала наполеоновской армии Мармона в храме устроен первый музей каменных памятников старины. Во второй мировой войне прямым попаданием авиабомбы, взорвавшейся в галерее здания, храм был почти полностью разрушен. Его реставрировали итальянские археологи в 1945-1947 гг. Теперь здесь демонстрируется коллекция "Римская портретная скульптура".

На пространстве других двух храмов в средневековье была построена Городская ратуша (мэрия), которая преимущественную часть своих сегодняшних габаритов приобрела во время основательной перестройки 1296 года.

Палаццо несколько раз перестраивалось, причем главный фасад возобновлялся в XVI веке, и потом снова в XVII столетии. Во времена свободной городской коммуны ратуша была символом коммунальной автономии, но потом в ней сидел венецианский наместник. С XIX века по настоящий день она является городской мэрией. Восточный фасад частично сохранил некоторые следы поздней романики со слепыми арками, расположенными под прежним, более низким карнизом, и интересными угловыми скульптурами сгорбившегося теламона и сирены. Южный, главный фасад имеет портик с ренессансными колоннами.

В восточном подножии городской возвышенности заметны фрагменты римской фортификационной архитектуры и сохранились трое из десятка древних городских ворот. Примечательнейшими из них были те, к которым с внутренней стороны примыкала необыкновенно гармоничная триумфальная арка. Ее на собственные деньги воздвигла патрицианка Салвия Постума из рода Сергиевцев в честь трех членов своего рода, занимавших высокие посты. Один из них, Луций Сергий Лепид, был военачальником легиона, участвовавшего на стороне Октавиана Августа в битве у Акция в 31 году до Р. X., когда потерпели поражение убийцы Цезаря. Триумфальная арка была воздвигнута недолго после битвы и носила триумфальный характер.

Простая, хороших пропорций арка, пилястры которой расчленяют с каждой стороны две изящные полуколонны коринфского ордера, богато украшена рельефами. Под могучим и декорированным карнизом развертывается фриз с рельефами оружия. Отвесные внутренние части арки убраны рельефными мотивами виноградной лозы с гроздьями, и свод арки кассетирован. В середине изображен орел, борющийся с змеей. Между внутренними полуколоннами у самого верха арки есть рельефные изображения двух летающих Викторий, богинь победы. Над карнизом помещаются каменные основания для скульптур трех Сергиевцев с мемориальными надписями. Их скульптуры не сохранились. Арка Сергиевцев была задумана так, чтобы смотреться только с западной, городской стороны, поскольку она прислонялась к внутренней стороне городских золотых ворот ("Porta aurea") Поэтому его восточная сторона гораздо скромнее в обработке, и она лишена украшений. Поскольку при новой градостроительной планировке Пулы, проведенной в XIX веке, были снесены крепостные стены и с ними ворота, триумфальная арка стала свободно стоящей постройкой.

Защищенные двумя более молодыми, вероятно средневековыми полукруглыми башнями, так называемые Геркулесовы ворота оставляют впечатление непритязательного сооружения. Это арочный проем из просто обтесанных каменных блоков с грубо высеченной наверху бородатой головой Геркулеса с кудрявыми волосами. Справа от головы высечен в мелком рельефе также батог Геркулеса. Около батога помещена надпись, упоминающая имена двух римских чиновников, посланных в середине I века до Р. X. римским государством установить в Пулском заливе колонию.

Так называемые Двойные ворота (Porta Gemma) построены на грани II-III веков. Они представляют собой два тождественных арочных проема, через которые можно было пройти к своего рода внутреннему дворику, и только из него в город. Они декорированы тремя полуколоннами с композитными капителями. В сводах арок уцелели прорехи, через которые некогда опускали решетки, закрывавшие проход. В римскую эпоху перед Двойными воротами находился некрополь с многочисленными саркофагами и могильниками, большинство из которых в средние века были использованы в строительных целях. Вблизи от ворот сохранился восьмигранный фундамент какого-то римского мавзолея.

Пула

Через Двойные ворота в римские времена проходили к городскому театру, полукруглые зрительные ряды которого прислонились к восточному городскому склону. До настоящего дня сохранились останки здания сцены и фрагменты зрительной трибуны. Второй, более крупный театр, находился, как и амфитеатр, за городской стеной, прислонившись к склону соседней горки Заро. Теперь не заметны ощутимые останки этого крупного сооружения. Его вид только частично можно себе представить по старым гравюрам Пулы. Только главный фасад Большого театра занимал в длину почти 100 м, а оркестр имел в радиусе 25 м. Зрительные ряды были двухэтажными и богато архитектурно расчлененными.

Из ранних христианских сакральных объектов, которыми Пула изобиловала, в значительной степени сохранилась архитектура пулского кафедрального собора Вознесения Блаженной Девы Марии.

Возникшая на месте древних сакральных объектов (IV в.), ее здание дошло до нас из V века. Это большая трехнефная базилика, чуть возвышающаяся алтарная часть которой отгорожена от молитвенного отделения тремя арками. На полукруглом амвоне стояли кафедра епископа и скамьи для священства. Церковь основательно отреставрировали после пожара 1242 года и повторно в XV веке. Поэтому оконные проемы боковых нефов сделаны в готическом стиле, но боковой портал собора 1457 года украшают ренессансные рельефы, перенесенные сюда из разрушенного бенедиктинского монастыря Св. Михаила на Верхе. Главный фасад был воз-обновлен в 1712 году в духе раннего венецианского классицизма. Отдельно стоящая колокольня была достроена в то же время, в 1707 году. Баптистерий собора конца V века, находившийся перед главным фасадом, был снесен в 1885 году. В скверике с южной стороны собора находилась некогда однонефная церковь Св. Фомы, сооруженная на грани V-VI веков, но ее снесли еще в средневековье.

В эпоху византийской власти в Пуле в VI веке была построена трехнефная базилика Св. Марии Формосы. к которой примыкали две боковые часовни усыпальницы крестовидного рисунка. От разрушенного в XVI веке комплекса сохранилась лишь южная часовня. Останки настенной мозаики этой церкви хранятся в Археологическом музее Истрии. К этому периоду относится и православная церковь Св. Николая, однонефная постройка, которая была реконструирована в XII веке. В церкви находится ценный иконостас XVIII века, написанный греческим иконописцем Фомиосом Батосом.

Монастырь и церковь Св. Франциска поместились на склоне холма между Форумом и Каштелом.

Францисканцы появились в Пуле уже в XIII веке, а их большая монастырская церковь построена в 1314 г. Это монументальная однонефная проповедническая церковь с тремя четырехугольными апсидами, накрытыми ребристыми крестовидными сводами, которые к пространству церкви открываются готическими заостренными триумфальными арками. Передний фасад украшает монументальный и богато декорированный портал. В церкви на центральном алтаре имеется прекрасный деревянный полиптих с двумя рядами расцвеченных рельефных изображений святых и замысловато вырезанной рамой. Работа, вероятно, сделана во второй половине XV века. Монастырь со своими тремя крыльями тесно примыкает к церкви, формируя таким образом квадратный двор. Он был создан одновременно со зданием церкви, но в XV в. был переделан. Колонны двора отображают черты раннего Возрождения. В середине восточного крыла находится романская часовня Св. Ивана, позднее превращенная в капитулярный зал и декорированная роскошными двухарочными готическими окнами. В монастырском дворе выставляется коллекция средневековой каменной пластики, принадлежащей Археологическому музею Истрии.

Из фортификационной архитектуры более поздних времен важнейшим и древнейшим является крупный бастион на Каштеле.

Пула

Он построен на возвышенности над городом, на стратегически важнейшей точке, где и раньше тысячелетиями строили и достраивали главные городские укрепления. Крепость в современном виде воздвигла Венецианская республика в 1630 году по проекту французского военного инженера Антуана де Вилла. Она совершенно правильных форм. Ее ядро составляет большой четырехугольник с мощными стенами, из углов которых звездообразно распространяются острые пятиугольники бастионов. Поскольку зна-чение пулского порта было неоценимым для безопасности плавания к Востоку, то крепость своими бастионами и артиллерией должна была защищать и порт и город. Теперь в ней разместился Исторический музей Истрии, располагающий большим количеством предметов и музейных редкостей, свидетельствующих об исторических процессах, протекавших на Истрийском полуострове. В центральном дворе крепости организуются разные культурные мероприятия.

Во времена австрийской власти, в соответствии с новой ролью, назначенной Пуле, построен был почти полностью новый город, на котором сказались влияния среднеевропейских архитектурных вкусов и цивилизации. Пула тогда получила театр, крупные здания общественного назначения, музеи, школы, отели, кварталы особняков и вилл, трамвай и электрическое освещение. Из времен интенсивной застройки, продолжавшейся с половины XIX века до 1914 года, уцелел, несмотря на тяжелые разрушения, нанесенные городу с воздуха во второй мировой войне, ряд зданий, обладающих стилевым достоинством и придающих городу местный колорит.

Особо стоит  выделить необыкновенно гармоничное неоклассицистическое здание Адмиралтейства, построенное в 1861 году на набережной, репрезентабельный и шикарный отель "Ривьера", воздвигнутый в 1908 году, где, несмотря на смешение стилей, преобладает влияние венского сецессиона, богато декорированное сецессионистическое здание Женского лицея 1907 года (теперь Педагогический институт) и матросскую церковь Мадонны моря (1891-1898), которую характеризует смешение неороманского и неовизантийского стилей.

Интересный пример пулской архитектуры того времени представляет собой здание городского рынка, построенного в 1903 году по проекту инженера Л. Нобиса. Это крупное трехэтажное здание осуществлено в виде застекленной железной конструкции, причем камень был употреблен лишь для оформления лестниц у боковых фасадов и у главного входа. Здание рынка соединяет в себе современные конструктивные решения при употреблении новых строительных материалов с применением выразительной эстетики сецессиона.
В здании бывшей Королевской гимназии, построенной в 1890 г., теперь поместился Археологический музей Истрии, одно из важнейших учреждений такого рода в Хорватии. Он основан в 1902 г. как Городской музей. В нем выставляются предметы материальной культуры Истрийского полуострова и островов Црес и Лошинь, начиная с доисторической эпохи и кончая ранним средневековьем. Собранные экспонаты - результат многих систематических раскопок, проводимых на многих участках Истрии в XIX и XX веках. Особую ценность представляет собой высокоценная коллекция античной и средневековой скульптуры.

 

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ


Остались вопросы? 
Задай их на форуме.

Copyright 2005-2015. all rights reserved

Рейтинг@Mail.ru Create a free website  Каталог сайтов Всего.RU Союз образовательных сайтов