Свяжитесь с нами
Тел. в Черногории:
+382 69 287855
Тел. в Черногории:
+382 69 235680
E-mail: admin@evropartner.org
Skype: evropaedu
Главная >> СТАТЬИ >> Статьи по выезду за границу >> Приморская Хорватия

Приморская Хорватия

Хорватское Адриатическое побережье со всей своей роскошью, богатством и разнообразием своей сухопутной территории, своей величиной, морфологией, древними историческими контактами, наследием и природными красотами представляет собой удивительный феномен такой небольшой страны. Занимая самую большую и самую изрезанную часть восточного побережья Адриатики по направлению северо-запад – юго-восток, хорватское побережье протянулось почти на 800 км. Длина побережья составляет 1777,3 км, к тому же береговая линия всех хорватских островов, островков и утесов занимает длину 4058 км. Все 5835 км прибрежной и островной береговой линии омывает 30 тыс. кв км территориального моря. Такие внушительные цифры в сопоставлении со всего 56 тыс. кв км хорватской суши отчетливо показывают большое значение адриатического побережья и разъясняют посягательства чужестранцев на эту территорию. Хорватское адриатическое побережье, несомненно, является важнейшим фактором высокого рейтинга Хорватии.
Хорватское побережье делится на северное приморье. Включающее в себя Истрию, Кварнер и подвелебитский край. И южное, в рамки которого входит древняя историческая область Далмация.

Кварнерские острова и Хорватское приморье

Риека

Риека
Риека
Риека
Риека
Риека
Риека
Риека
Риека
Риека
Риека
Риека

В северном уголке Риекского залива расположился город Риека, третий по величине город Хорватии и крупнейший хорватский морской порт. Сама позиция города в том месте, где Адриатическое море глубже всего проникает в среднеевропейский материк, определила судьбы города как его главного порта, давшего толчок развитию  судостроения,   перерабатывающей  промышленности и торговли. Хотя как городской центр Риека сформировалась сравнительно поздно, она очень старый  город.  На крутом  холме,  поднимающемся над морем, еще в иллирийскую эпоху находилось городище либурнов Дарсата, ставшее позднее римским укрепленным фортом Тарсатика. В средние века замок на холме под властью мощного феодального рода Франкопанов еще более укрепился и расширился. Под стоявшим на холме феодальным замком в средневековый период развилось у устья    реки    Репины    поселение,     проявившее все средиземноморские характеристики, которое по церкви Св. Вида  получило  имя  Река   святого Вида. Разместившийся у моря город стал динамично развиваться в период Барокко, в XVII веке. Стремительное развитие Риеки  последовало   после  катастрофического землетрясения 1750 года, когда город стал возобновляться  и ускоренно расширяться. Городские власти тогда решили прекратить стройку в старом городе, ориентированном к реке, и повернуть новые кварталы к морю. Со снесением крепостной   стены  образовался   новый  фасад города, причем       старая       городская       башня вместе с монументальными  воротами  приобрела  новый, более роскошный  барочный  вид.  Проводилась   постепенная засыпка      берега,      строились      комплексы новых великолепных зданий в духе барочного классицизма. На самом  берегу  сооружен новый торговый  порт. Самый внушительный  сохранившийся участок - это  интерьер административного здания крупного завода.

Городское корсо приобретает форму широкого продольного променада, отгороженного от морского берега южными кварталами домов. Девятнадцатый век с индустриализацией, лучшими морскими и сухопутными связями, а потом и с постройкой железной дороги благоприятствовал дальнейшему прогрессу города. Крупномасштабная засыпка моря удлинила и расширила портовое пространство, а с постройкой волнореза зона порта разделилась на западный и восточный бассейн. После вступления в силу Венгерско-хорватского соглашения в 1867 году Риека получила временный статус венгерского порта, и эта «временность» продержалась до слома Австро-венгерской монархии в ноябре 1918 года. За эти пятьдесят лет развитие и застройка Риеки были действительно импозантными. Проявляя по-своему политическую мощь и все более заметное превосходство над австрийской частью двойной монархии, Венгрия своими капиталовложениями на территории Риеки пыталась  всеми   возможными   способами   парировать Триесту,    главному    австрийскому    порту.    Постройка великолепных палаццо на набережной, новой городской площади  с  театром,   нового  роскошного  гувернерского палаццо, здания вокзала и ряда других построек в стиле историзма         придали        Риеке        вид        богатого среднеевропейского    города.    Морское    судоходство, кораблестроение, промышленность и торговля в несколько раз увеличились, соответственно выросла и численность населения. По окончании первой мировой войны, согласно Рапаллскому  договору,  Риека  с  окрестностями  стала государством между Италией и Королевством СХС, однако  оно  вскоре  было  оккупировано  итальянскими экстремальными       паравоенными       формированиями, предводительствуемыми   известным   поэтом   Габриэле Данунцио. С приходом фашизма к власти неформальная оккупация объявлена аннексией. Город поделился на две части. Сам город подпал под Италию, а пригород Сушак с находившимися в нем портовым оборудованием остался в королевстве СХС. После второй мировой войны Риека стала главным портом новой Югославии и транзитным портом    для     стран    Центральной     Европы.   

Город возобновляется и расширяется преимущественно в восточном направлении, к бассейну Бакарского залива. Теперь Риека современный и жизнеспособный город, позиционированный на пересечении европейских коридоров. Помимо своего доминантного экономического значения, Риека носит характер важного культурного и университетского центра. Сохранив в своем внешнем виде и частично в своей ментальности кое-что из раннее явно выражаемого космополитизма, Риека сегодня представляет собой природные хорватские входные ворота и значительное связующее звено средиземноморского бассейна с Ценгральной Европой.

Бакар

Вблизи Риеки распростерся глубоководный и пространный Бакарский залив, в конце которого на некоторой возвышенности стоит старый, живописный городок Бакар.

Бакар

У выхода из залива поместилась Кралевица, построенная в XVIII веке в качестве королевской гавани, в период правления австрийского императора Карла IV в самом конце т.н. Каролинской императорской дороги, проложенной от Карловаца до моря. Доминирующие позиции в городке занимают два форта, Старый и Новый город графов Зрински. Старый город построен над гаванью в XVII веке, а Новый город дал соорудить Петр Зрински у самого входа в Бакарский залив как укрепленный дворец с четырьмя круглыми угловыми башнями.

Винодол

Винодол пролегает к востоку от Бакарского залива. Его создают узкий приморский пояс, над которым поднимается хребет, переходящий в континентальной зоне в котловину с несколькими полями (Трибальско-поле и Вело-поле) и затем круто взбирается к области Горски- Котар.

Винодол
Винодол

Пространства Винодола принадлежали князьям Франкопанам, одному из мощнейших хорватских феодальных родов. В узком приморском поясе выделяются городки  Цриквеница  и   Нови-Винодолски.   Цриквеница долго  служила   гаванью   для   жителей   винодолской глубинки,   однако   в  конце   XIX   века   превратилась   в лечебный курорт. Туризм и в наши дни – отличительная черта  не одной  лишь  Цриквеницы,  но  и  ряда других местечек   Винодола,  и,   прежде   всего,   городка  Нови- Винодолски, занявшего позицию в месте прикосновения Винодолской      долины      с      побережьем.      Городок сформировался  под замком  Франкопанов.  Он  гордится Винодолским  сводом  законов,  датируемым  XIII  веком, одним    из    древнейших    хорватских    средневековых юридических документов. Береговой пояс протянулся под кручами горы Велебит, оставшись редчайше заселенной оной всего хорватского побережья.

Сень

Из населенных пунктов непременно нужно выделить город Сень, в эпоху парусников один из важнейших хорватских портов. Древнее поселение еще иллирийских времен, уже как римская Сениа стало важным стратегическим пунктом, где караванные пути спускались из Паннонии к морю. Сень славится романским кафедральным собором XII века. В период турецких войн город занимал важную стратегическую позицию, так что уже в XVI веке его военное командование стало первоосновой хорватской Войной Крайны. Несмотря на то, что весь город был укреплен и что в нем был замок, важную роль при обороне достаточно широкой территории сыграла ренессансная крепость Нехай, построенная в 1558 году на холме над городом. В обороне хорватских земель важное значение принадлежало знаменитым сеньским ускокам, совершавшим набеги на турецкие территории. Во время правления австрийского императора Иосифа II с 1772 по 1779 гг. была построена т.н. Иосефинская дорога, соединившая Карловац со Сенем и преодолевшая перевал Вратник на Велебите. С этого момента значение Сеня как порта значительно возросло. С наступившей позже переориентацией товарооборота на более удобный порт города Риеки, прежде всего в период быстрого развития пароходства, сеньский порт утерял значение.

Карлобаг

К юго-востоку от Сеня нельзя не упомянуть Карлобаг, городок, который имел крупное значение в истории Подвелебитского приморья. В средневековый период под именем Баг городок был собственностью могущественного хорватского дворянского рода Куряковичей. В 1525 году он был сожжен турками, но уже лет 50 спустя упоминается под именем Карлобаг, получив имя эрцгерцога Карла Габсбургского, организовавшего первую более эффективную оборону от вторжения османских войск. В XVIII столетии городок по новопостроенной  Мария-терезианской дороге, проложенной через Башки-Оштарии, соединился с Ликой и Госпичем и стал портом для перевозки товаров с материка. Велебитское приморье продолжается до места впадения реки Зрмани в море, однако, уже Стариград входит в «гравитационную зону» далматинского региона.

Морское пространство, границы которого обозначены самой южной точкой и восточным берегом Истрии, затем Риекским   заливом,   Винодолским   и   Подвелебитским приморьем,  образует  пространный  Кварнерский  залив, поверхность  которого  заполняют  крупные  населенные острова, из которых Црес и Лошинь ориентированы к открытому морю, а Крк, Раб и Паг - к внутренней стороне залива.

Острова Црес и Лошинь

Црес    и    Лошинь    в    самом    деле   создают пространство,  поскольку естественно  соединяющий их перешеек прорыт и оборудован разводным мостом. Црес редко   заселен.   Город   Црес - древнее   поселение, основанное в римскую эпоху под именем Црепса. Он поместился на берегу глубоководного Цреского залива. Во время    венецианского    правления    город    Црес был административным центром обоих островов.

Острова Црес и Лошинь
Острова Црес и Лошинь
Острова Црес и Лошинь
Острова Црес и Лошинь

Древнейшее  поселение городского типа на острове Црес - Осор, античный Аспорос, представлявший собой в античную и средневековую пору важный центр, столицу епископии  с  монастырем  бенедиктинцев.   С  приходом венецианцев Осор теряет свое значение и быстро приходит в упадок. Крохотные островные селения нередко строились на самом горном хребте. Живописнейшее из них - Лубенице, откуда открывается великолепный вид на адриатические пространства. В середине острова лежит большое пресноводное Вранско-озеро, являющееся природным резервуаром питьевой воды как для Цреса, так и для Лошиня. К достопримечательностям Цреса относятся места гнездования белоголовых сипов, редкого, охраняемого вида почти вымерших хищных птиц.

Лошинь - высокий лесистый остров, центральный город которого  - Мали-Лошинь, причем 6300 проживающих в нем жителей делают его крупнейшим населенным пунктом всех хорватских островов. Развитию городка благоприятствовал стремительный рост судоходства и мореплавания в XVIII и XIX веках. Типичный городок со сдержанной, но полной достоинства архитектурой, поместился в конце глубоководного залива. Уже под конец XIX века в Мали-Лошине, как и в близлежащем Вели-Лошине стал развиваться оздоровительный туризм. На море перед Лошинем лежит необыкновенный остров - Сусак, покрытый толстым слоем песка. Сусак славится оригинальной женской одеждой, состоящей из короткой юбки с несколькими исподними юбками, полностью раскрывающими ноги, одетые в длинные розовые чулки.

Остров Крк

Крк   - крупнейший  остров  хорватской Адриатики, заселенный с древнейших времен. В римскую эпоху самая большая концентрация поселений была вокруг нынешнего города Крка. С приходом хорватов создаются поселения по всему острову, который своими плоскогорьями и полями благоприятствовал земледелию и скотоводству. Вдоль берега появились поселения на стратегически важных позициях. В средневековую эпоху весь Крк был поместьем князей Франкопанов, которые на острове поселили жителей, проживавших раньше на Велебите. Северная часть острова редко заселена. Это главным образом неплодородное плоскогорье. В этом районе построен аэропорт Риека, а в Омишале -- крупный нефтяной терминал, от которого проложен нефтепровод, дошедший до Венгрии. В 1980 году Крк был соединен с материком мостом, который, упираясь двумя мостовыми арками в островок Св. Марка, перешагнул морской пролив. За прошедшее время воздействие происшедших изменений тесно связало эту часть острова с пригородной зоной города Риеки. Сам остров изобилует живописными селениями и многочисленными памятниками культуры, прекрасными предметами искусства и археологическими находками, которые в коротком обзоре перечислить невозможно. Крк – одно из сосредоточий глаголической письменности. В Юрандворе, в  Башка-Драге над Башкой в бенедиктинской монастырской церкви Св. Луции была обнаружена знаменитая Башчанска-плита, некогда фрагмент алтарной перегородки с длинной глаголической надписью XI века, дарственной короля Звонимира монастырю Св. Луции. Плита – один из древнейших каменных памятников с высеченной надписью на хорватском языке. Письменными  глаголическими документами и иными важными коллекциями снискал себе славу францисканский монастырь на островке Кошлюн, расположенный в  Пунтарской бухте.

Остров Крк
Остров Крк
Остров Крк
Остров Крк
Остров Крк
Остров Крк

Остров Раб

Остров    Раб    лежит    напротив    Подвелебитского приморья,  создавая  своим  северо-восточным берегом часть Велебитского пролива. Северная сторона острова, подверженная частым и сильным ударам норд-веста, пустынна и камениста, в то время как центральная часть острова хорошо защищена хребтом Каменяка.

Остров Раб
Остров Раб
Остров Раб
Остров Раб
Остров Раб

Несколько плоородных полей, находящихся вблизи Супетарской бухты, Кампора и Баньола, послужили основой заселения острова. Средоточием острова является исторический город Раб. Это один из самых красивых приморских городов, поместившийся на полуострове, прикрывающем хорошо изрезанную бухту. Поселение на этом месте существовало еще в античную эпоху, но свой подъем Раб переживал в средневековье, когда город стал столицей епископии и свободной городской коммуной, хорошо защищенной крепостной стеной, внутри которой имеется много важных и ценных построек, прежде всего романского стиля, когда город был на апогее славы. То, что создает характерные и необыкновенно живописные очертания города, это четыре высокие и стройные колокольни церквей города Раба и фрагменты сохранившейся городской стены. Главные сакральные памятники разместились по хребту полуострова, в том числе бывший рабский кафедральный собор Св. Марии Великой, раннероманская базилика женского бенедиктинского монастыря Св. Андрея с колокольней 1181 года, бенедиктинская монастырская церковь Св. Иоанна Евангелиста XI века с колокольней XII века и ренессансная церковь Св. Юстины. Из зданий общественного характера нужно выделить Княжеский дворец, башню с городскими часами, городскую лоджию и ряд ценных жилых домов, таких как палаццо Доминис, Нимира, Црнота, Галциня и Маринелис. Для изучения средневекового зодчества большое значение имеет раннероманская церковь Св. Петра XI века, сооруженная рядом с монастырем бенедиктинцев, находящимся вблизи Супетарской бухты.

Остров Паг

Остров Паг - межрегиональный пограничный остров. Из-за своей длины он проникает в Кварнерский залив, своим северным побережьем закрывает южную сторону Велебитского   пролива,   а   своим   восточным   концом упирается в пространства Далмации, с которыми остров соединился мостом.

Остров Паг
Остров Паг
Остров Паг

Как это бывает со всеми внутренними островами,    пролегающими    вдоль    Подвелебитского приморья,   северная  сторона  Пага,   под  воздействием ветров  с  норд-веста и  осолонения  почвы,  совершенно голая. Все населенные пункты острова ориентированы к югу,  кроме  самого города Пага,  который  приютился в защищенном  от  ветров   конце  глубоководного   Пашки- залива.  История  города  Пага  чрезвычайно  интересна. Поскольку   Пашки-залив   в   направлении   юго-востока кончался      длинным      продолговатым      мелководьем,  идеальным для солеварения, старый Паг поместился на пологой возвышенности над ним, в двух километрах к юго-востоку от  настоящего  города.  Старый Паг был в  конце XIV века в  схватке  с задаранами до  основания  разрушен.   Так  как  соль   была  одним   из   важнейших стратегических  товаров,  венецианская  администрация  решила  лучше  защитить свои  солеварни ,  поэтому на подходе   к   солеварням   в    1443   году   распорядилась построить новый, укрепленный город Паг. Его правильная квадратная планировка - проект выдающегося зодчего и скульптора Юрия Далматинца. Город внутри крепостной стены состоит из геометрически правильной сети улиц, а в пересечении главной продольной и поперечной улиц находится прямоугольная площадь с центральной церковью, Княжеским дворцом и епископским палаццо, которое осталось недостроенным. К юго-западу от города расположены солевые склады, древнейший из которых относится к XIV веку. Другое островное поселение городского типа, Новаля, лежит на северо-западе острова. Жизнь на острове бурно протекала на заре христианства и в средневековый период, о чем свидетельствуют многочисленные находки. Сегодняшняя Новаля знаменитый курорт. Урбанизированная и опрятная, изобилуя хорошо продуманными объектами жилой и дачной архитектуры, Новаля - образец цивилизованного отношения к окружающей среде. Остров Паг славится своим  овцеводством и производством высококачественного сыра. Интенсивное производство этого продукта высокого спроса налажено в районе села Колана, в центральной части острова.

 

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ


Остались вопросы? 
Задай их на форуме.

Copyright 2005-2015. all rights reserved

Рейтинг@Mail.ru Create a free website  Каталог сайтов Всего.RU Союз образовательных сайтов