Свяжитесь с нами
Тел. в Черногории:
+382 69 287855
Тел. в Черногории:
+382 69 235680
E-mail: admin@evropartner.org
Skype: evropaedu

Пореч

От Тарского залива на севере до Лимской бухты на юге западного побережья Истрии и даже на материке, почти до его центральной части, доминирующую позицию занимает город Пореч. Всю упомянутую область поэтому называем Порештина. Пореч относится к древнейшим городам.

Пореч

Он один из важнейших городских центров Истрии с исторической и художественной точек зрения. Красота его памятников, в первую очередь комплекса базилики Св. Евфразиуса, его ценности и значения превосходят не только все, находящееся на пространствах Истрии, но и всей Хорватии, поэтому Пореч внесен организацией ЮНЕСКО в список ценностей мирового культурного наследия.

Хорватия

Пореч, как и все его окрестности, изобилует останками доисторического заселения. Поселение на полуострове и его гавань во время римского вторжения приобрели важное значение. Поселение превращается в каструм - военный лагерь, который достаточно быстро приобретает статус муниципия. От второй половины I века до Р.Х. город воздвигнут на уровень колонии, известной под именем Colonia Julia Parentinum. Подобно другим римским городам и Пореч в этот период получает внутри городских стен характерный правильный растер улиц, пересекающихся под прямым углом и создающих прямоугольные блоки домов - "insulae". Главная продольная улица - Decumanus - ориентирована восток-запад, а главная поперечная -Cardo - по отношению к ней расположена отвесно. Центральная городская площадь, Форум, разместилась в западной части, в самом конце полуострова, где, по всей видимости, в доисторические времена находилось культовое урочище. И в наши дни там можно разглядеть остатки капитолийского храма II века. Чуть севернее были найдены части колоннады, принадлежащей палисаднику Капитолия. Хотя архитектура видоизменялась, основной распорядок улиц римского периода сохранился и средние века. Он и в неправильных достройках более поздних времен отчетливо проглядывается и в настоящее время. Римские крепостные стены в своих формах и объемах не менялись на всем протяжении средневековья.

Пореч

В III веке, пока христианство было нелегальной религией, в одном частном доме в северной части города помещалась ранняя церковь - domus ecclesia. Ей принадлежали найденные останки мозаичного пола с символическим изображением рыбы. На рубеже III и IV веков Пореч становится столицей епископа, о чем свидетельствует надпись конца IV века, сообщающая о переносе костей мученика и епископа Мавра с кладбища за городом в церковные помещения. В этот период культовое пространство было возобновлено и вдвое расширено двумя параллельными залами. Одно из них было посвящено культу мученика Мавра. Залы получили новые, мозаикой украшенные полы, которые сохранились до наших дней. В V веке на этом месте строится большая трехнефная базилика без апсиды. Епископ Евфразиус с 535 по 550 гг. возводит на стенах предыдущей постройки свою монументальную церковь. Судя по ее архитектурной концепции и стилю мозаичной живописи, Евфразиевская постройка воздвигалась под непосредственным влиянием византийского искусства периода великого императора Юстиниана, попытавшегося в беспокойном VI веке возобновить в своих границах Римскую империю.

Поречь

"Евфразиана" -трехнефная базилика, боковые нефы которой отделены от центрального колоннами и аркатурой. В восточной части построены три апсиды. Средняя, глубокая полукруглая апсида имеет внешние полигональные стены, в то время как две поменьше, боковые, тоже полукруглые, выдолблены в стенной массе. Базилика Св. Евфразиуса - самый ранний образец трехнефной трехапсидной церкви Западной Европы. Все три апсиды были декорированы. Капители колонн "Евфразианы" исполнены в типичном византийском стиле, а сохранившиеся луки северной аркатуры декорированы с нижней стороны рельефными украшениями. Особую ценность этого великолепного памятника представляют его мозаики. На западном фасаде сооружения уцелели фрагменты, изображающие часть композиции апокалипсического Христа с апостолами, а на восточном дан показ Преображения. Наилучше сохранилась мозаика средней апсиды. Над аркой апсиды изображен Христос с апостолами. Свод апсиды декорирован широкой лентой с 13 медальонами. Центральный представляет Христа в виде агнца, остальные же изображают лики мучениц. Центральная сцена в полукуполе апсиды изображает Мадонну с Младенцем на престоле, окруженную ангелами и мучениками, среди которых особо выделяется святой Мавро, первый епископ и мученик Пореча. Рядом с ним изображен и лик самого Евфразиуса, держащего в руках модель церкви. Кроме того, там есть архидьякон Клаудий и образ мальчика Евфразиуса, сына архидьякона. В нижней части апсиды изображены прекрасные мотивы Благовещения и Посещения Елисаветы, с выделенными ликами Захарии, архангела Гавриила и св. Ивана Крестителя. Мозаику центральной апсиды, благодаря ее высокому качеству, можно причислить к лучшим мировым образцам настенной живописи VI века.

Пореч Хорватия

Нижний пояс апсиды покрыт изящными цветовыми мраморными инкрустациями. В боковых апсидах встречается мозаика со значительными повреждениями. В ней представлен лик юного Христа, накладывающего короны на головы двух мучеников: в северной апсиде - святым Кузьме и Демьяну, а в южной - святым Урсусу и Северусу.

Современный вид алтарной части сложился после того, как был поднят уровень пола в центральной апсиде и построен внушительный кивории, декорированный мозаикой 1277 года и после недавней реконструкции элементов алтарной перегородки. Базилика Св. Евфразиуса в своем настоящем виде - необыкновенно гармоничная постройка с изящной аркатурой и тонкими соотношениями пространства и стенных масс. Великолепные мозаики с позолоченным фоном в апсидах придают окончательный штрих гармонии сооружения, сосредотачивая наше внимание на обрядовом пространстве.

Преддверие базилики соединено с широким двором (атрием), обрамленным четырьмя портиками, дышащими такой же гармонией и утонченной простотой. С западной стороны воздвигнут восьмигранный баптистерий с купелью. К нему снаружи примыкает колокольня XVI века. Чуть севернее от атрия "Евфразианы" была в VI веке сооружена еще одна церковь крупных размеров, посвященная вероятно св. Андрею, которая позже была перестроена в епископский дворец.

Сквозь северную стену базилики ведет узкий коридор к мемориальной часовне VI века. Ее преддверие имеет эллиптичную форму, но сама часовня построена в виде трилистника. Наружным стенам преддверия и часовни придают живописность полигональные переломы. Близстоящая ризница была построена на рубеже XIII-XIV веков.

К югу от базилики, внутри комплекса "Евфразианы", воздвигнута в 1251 году монументальная романская постройка, резиденция каноника, так называемая "Каноника". Архитектурное украшение этого гармоничного сооружения состоит из прекрасно оформленного портала и ряда романских двухарочных окон второго этажа.

Весь епископский комплекс в Порече, ядром которого является базилика Св. Евфразиуса, благодаря своей сохранности, многослойному характеру и историческому значению занесен в 1996 году организацией ЮНЕСКО в список культурного наследия мирового значения.

Из средневековой эпохи сохранилось немало романских и готических домов в самом центре города, преимущественно у пересечения главных продольной и поперечной улиц. Из романских построек сохранился необыкновенно интересный с архитектурной точки зрения трехэтажный дом с двухарочным окном и деревянным балконом на центральной улице.

Истрия

К этой же эпохе относится и "Дом с двумя святыми", названный так по статуям святых Кузьмы и Демьяна, установленных на фасаде здания.

Пореч

Городской центр украшает несколько палаццо XVI века, построенных в стиле венецианской готики, изобилующих украшениями и красующихся готическими окнами, среди которых особо выделяются трехарочные. Уцелевшая пятигранная башня, стоящая у входа в город, строилась в XIII веке, но была возобновлена в 1447-1448 годах. Бывшая францисканская церковь конца XIII века испытала странную судьбу. В середине XIV века она подверглась перестройке, после которой была увеличена. В XVIII веке Г. Монтавини покрыл ее стены барочной штукатуркой, а А. Вентурини написал иллюзионистские картины. Во второй половине XIX века церковь перестроена в двойное здание, в котором репрезентабельная часть стала залом заседаний Истрийского парламента. Теперь это выставочный зал.

Хорватия

В эпоху барокко Пореч тоже достаточно динамично застраивался. Среди более роскошных зданий XVII и XVIII столетий особо выделяются большое барочное палаццо Синчич, в котором в наши дни размещается региональный музей Поречского края, а также палаццо Цуккато. За крепостной стеной, с восточной стороны, образовалась барочная площадь с большой церковью Мадонны Ангелов, построенной в 1747-1770 гг. в стиле позднего барокко. С постепенным разрушением крепостных стен в XVIII и XIX столетиях, Пореч значительно расширился, поворачиваясь главными фасадами своих зданий к морю.

Музей города Пореча располагает коллекциями археологических находок, этнологических экспонатов, художественных предметов и древних каменных памятников. В 1974 году была учреждена Музейная коллекция церковного прихода Пореч, в которой хранятся ценные образцы церковной мебели, утвари, картин, а также фрагменты мозаики.

Пореч давно стал центром туризма. Еще в 1896 году в нем был построен первый отель «Ривьера». Большие культурные богатства и великолепие города, прекрасные окрестности с многочисленными бухточками, сосновыми лесами и культивированной землей (знаменитые истрийские вина), сделали Пореч одним из привлекательнейших курортов не только Истрии, но и всего Хорватского Адриатического побережья. Отели, туристические оселки, кемпинги и объекты для рекреации, окружающие город, лучшее свидетельство сказанного.

 

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ


Остались вопросы? 
Задай их на форуме.

Copyright 2005-2015. all rights reserved

Рейтинг@Mail.ru Create a free website  Каталог сайтов Всего.RU Союз образовательных сайтов