Свяжитесь с нами
+382 69 235680
E-mail: admin@evropartner.org
Skype: evropaedu
Главная >> СТАТЬИ >> Статьи об иммиграции в Сербию >> Сербия. Белград и Нови Сад.

Сербия. Белград и Нови Сад.

Я и моя сестра очень любим путешествовать. Из-за работы и отпусков возможность выехать заграницу появляется два раза в год. Но чем больше выезжаешь, тем больше хочется, не так ли? Вот так случилось и в этом году. После поездки в Вильнюс прошло уже четыре месяца, а до летнего вояжа оставались... тоже четыре месяца! И мы решили, что в мае нужно обязательно вырваться куда-нибудь, чтобы легче переносилась офисная жизнь. Относить деньги в турфирму нам совсем не хотелось, решили, что всё сделаем сами, но и заморачиваться с визами было недосуг, поэтому стали выбирать страну, куда можно поехать без визовых проблем. Открыли карту - и взгляд наш обратился к Балканам. Музыка, песни-танцы, веселье, вкусная еда, улыбчивые люди! И мы сразу же захотели в Сербию! Ну и что, что нет моря, море нас ждет потом, зато есть Дунай! Так мы выбрали Белград местом нашего майского путешествия. А тут неожиданно на сайте Аэрофлота появилось спецпредложение - 6000 с небольшим рублей авиаперелет Москва-Белград-Москва на одного, грех было упустить такие билеты. Итак, билеты были куплены и распечатаны.

Следующий пункт - бронирование отеля в Белграде. Поскольку изначально поездка планировалась бюджетной, мы решили, что нам вполне хватит чистенькой троечки, но располагаться она должна только в центре города. На сайте букинг.ком мы просматривали несколько дней представленные отели. Их можно сгруппировать в две основные категории: дешевые хостелы с общими ванными и туалетами (что для нас - не вариант, хотя мы и планировали недорого отдать за отель, но времена хостелов остались в студенчестве), либо вычурные отели с явно завышенным прайсом (и не слишком-то удобным расположением). В итоге мы нашли два варианта - отель Юнион и отель Рояль. Но по отзывам наших соотечественников остановили свой выбор на отеле Юнион. Понравились его расположение (Косовская улица, два шага от площади Республики, то есть в самом центре Белграда), цена, фотографии и больше позитивных оценок от гостей. Мы забронировали отель на 7 ночей. И решили, что дело осталось за страховкой.

Страховка - не обязательное условие для въезда в Сербию, вернее, там вообще нет никаких условий, но мне кажется, что любой турист не должен экономить на своем здоровье, поэтому мы оформили страховку туриста в компании Ресо. И стали собирать чемоданы!

Про Белград у нас имелся довольно дельный путеводитель "Город в фокусе", где была перечислена вся важная и необходимая информация, но я, как обычно, штудировала интернет в поисках интересных мест Белграда. Отзывы о городе мне попадались разнообразные - от "там нечего делать", "некрасиво", "скучно", "разочарование" до истории одной туристки, которая попав на три дня в Белград, влюбилась в город, и спустя полгода переехала жить в Сербию. В общем, впечатление складывалось противоречивое, и тем интересней было лететь в столицу бывшей Югославии.

На Балканах я была до этого один раз - пять лет назад в Хорватии, и мне было любопытно не тог, чтобы сравнить, а просто посмотреть - а как в Сербии? Теперь могу ответственно сказать - в Сербии отлично!

Но по порядку! Мы вылетели в срок из Шереметьево и без задержек приземлились в аэропорту Николы Тесла. Там все просто - по указателям вышли на паспортный контроль (не просят ни бронь отеля, ни страховку, только паспорт), затем получили багаж и поднялись на лифте на 1 этаж, вышли из аэропорта налево и увидели остановку 72 автобуса, - это городской автобус, который курсирует между центром города и аэропортом. Очень удобно! Проезд на одного стоит 80 динар в лавке или 100 динар у водителя (динары можно разменять в аэропорту, где есть офис местного Альфа-банка, не путать с российским). 1 евро = примерно 100 динар. Потом и все цены мы рассчитывали так - убирали две последние цифры, получалась цены в евро и умножали на 40 - вот и в рублях)).

От аэропорта нам нужно было ехать до остановки Зелены Венац (конечная 72 автобуса и важный транспортный узел, откуда можно уехать в какой угодно район Белграда). До Зелены Венац мы доехали где-то за 40 минут и очутились практически в старом городе Белграда! Рядом - рынок, мост в Новый Белград и оживленная дорога. Мы немного растерялись, по карте (которую мы отхватили в аэропорту на стойке туристической информации) отель Юнион должен быть недалеко. Пока мы соображали, к нам подошел пожилой серб и спросил: "Парль ву франсе?". От неожиданности вопроса мы рассмеялись, но элегантный старичок продолжил вдруг на вполне понятном для нас сербском языке с элементами русских слов объяснять, как добраться до нашего отеля. Все оказалось легко, и уже через 15 минут мы были на ресепшене.

Отель Юнион нас не удивил, мы получили то, что хотели за такие смешные деньги. Номер дабл - 16500 за 7 ночей, в стоимость был включен континентальный завтрак, который мы сначала планировали игнорировать, но потом передумали - уж очень вкусные булочки подавали).

Нас разместили, показали, как закрывать дверь в номер (своя хитрая система поворота ключа, но мы быстро привыкли) и оставили обустраиваться. Сам номер нам понравился - просторный, большая удобная кровать, шкаф, стол, окно, небольшая прихожая, холодильник. Единственное, что огорчало - убитая ванная. Хозяин отеля, он же владелец сети игровых автоматов "Александр", мог бы, конечно, напрячься и хотя бы покрасить двери в ванной и положить на пол резиновый коврик, но в целом, претензий не было - ванная большая, душ работал, туалет спускал). Кстати сказать, убирали очень чисто, белье и полотенца меняли тут же, в номере все дни была идеальная чистота.

А мы пошли гулять по городу. Белград нас сразу поразил своей индивидуальностью, нигде я не видела подобного города, сочетания красоты и разрухи, помпезность и серость. Сначала это сбивает с толку, а потом привыкаешь, и понимаешь, что это и есть лицо Белграда.

Мы прогулялись по улице Кнеза Михаила, дошли до Калемегдана, и решили поужинать в ресторане "Бранковина". Свой первый ужин мы начали с "мешано меса" - традиционного блюда Сербии, а также овощей и местного белого вина. Всё было невероятно вкусно! Вообще в Сербии огромные порции, и официанты не удивляются, когда две такие хрупкие барышни, как мы, просят одно блюдо на двоих - его с готовностью принесут и сервируют двойным гарниром). Обслуживают в ресторанах, в основном, мужчины. Нам за 7 дней так и не попалась ни одна официантка, кроме как на завтраке в нашем отеле. Официанты - взрослые дяди, говорят, как правило, по-английски и немного по-русски. Сервис в Сербии - безупречный! Внимательность, отзывчивость, аккуратность и вежливость - вот черты сербского официанта, он сделает так, чтобы Вы ушли довольные, сытые и счастливые, потому что в Сербии официант - это профессия, а не неудача в жизни, как принято считать у среднестатистического московского официанта.

Цены в Сербии на еду - смешные. Наш самый большой счет был около 1500 рублей на двоих с вином, десертами, мясом и гарнирами. Кредитные карты принимают везде. Проблем не было ни разу.

На другой день мы позавтракали в отеле (на выбор - омлет, сосиски, яичница, ветчина и сыр или мюсли, обязательно приносили булочки, джем, мед, апельсиновый сок, чай или кофе). И отправились на Скадарскую улицу - богемный район Белграда, пешеходная улица, где полно ресторанов национальной кухни. Параллельно ей идет улица Страхинична бана - улица со множеством баров и кафе, в одном из которых мы и попили кофе, называлось кафе "Мамин бисквит", там помимо хорошего кофе подавали миксы из взбитых фруктов, которые нам очень понравились. В Белграде, как мы поняли, все заведения четко делятся на: рестораны (многие открываются только с 12, в них можно хорошо поесть мяса, но может не быть десертов), бары (где нет еды и только кофе-чай и спиртные напитки) и кафе (из еды - десерты, чай-кофе).

После "Маминого бисквита" мы прошлись до конца Скадарской улицы, где находится фермерский рынок, который я очень полюбила за неделю в Белграде. Торговля там начинается с 7 утра, и местные торгуют овощами, фруктами, сырами, мясом и даже одеждой. Мы затоваривались там клубникой, черешней и изумительным молодым козьим сыром! Стоит все копейки, а вкус... его долго не забудешь!

Рядом с рынком - церковь Александра Невского, и много улиц со старыми домами, по которым просто приятно пройтись.

Наевшись ягод, мы предприняли попытку дойти до музея Тито, но уже по пути поняли, что это дурацкая затея, и остановились на том, что пошли к храму святого Саввы - самому большому православному храму Восточной Европы. Около храма мы обнаружили ярмарку меда, и прикупили у местных баночку. Мед оказался очень вкусным. В Сербии очень любят пить кофе, и делают его хорошо, но почти совсем не пьют чай, и в заведениях он везде из пакета, и стоит как алкогольный коктейль. Зато к каждой чашке чая обязательно принесут Вам пакетик сербского меда и стопочку свежевыжатого лимонного сока.

После долгой прогулки мы пошли по набережной реки Саввы, чтобы основательно пообедать в испанском ресторане "Кантина де Фрида". Знаю-знаю, что в Сербии надо есть в сербских ресторанах, но мы еще в Москве были на сайте этого ресторана, видели его интерьер и меню, и не могли не прийти сюда. Ресторан находится на самом берегу реки Саввы, около крепости Калемегдан. Там готовят невероятно вкусную рыбу и морепродукты! А сам ресторан оформлен в духе Фриды Кало - ее портретами, и испанской керамикой.
На следующий день мы оказались в Земуне - районе Белграда. Он находится за мостом, и мы поехали туда на 84 автобусе от остановки Зелены Венац (вся дорога - 15 минут). Земун раньше был отдельным городом, сейчас же это район, но со своей главной улицей, со своими достопримечательностями и храмами, - у нас было полное ощущение, что мы находимся в другом городе. Это действительно красивое место.

На этой же стороне находится торговый центре Ушче, куда мы забрели купить свитер, так как в тот день в Белграде стало прохладно. Могу сказать, что цены на одежду в Белграде такие же, как и в Москве. По крайней мере, в торговых центрах. Потом мы нашли пару сербских магазинов в старом городе, вот там можно найти вещи из хлопка местного производства по смешным ценам. Находятся эти магазины на улице Кнеза Михаила и улице Краля Петра. Женские блузки, брюки, платки - все из хлопка и все совсем недорого (например, женскую блузку можно найти за 500 рублей).

Еще про шопинг. Стоит обратить внимание на магазины-аутлеты, только это не огромные аутлеты, как в Италии, а небольшие магазинчики. В них тоже можно найти что-то достойное. Например, в обувном аутлете на улице Теразие мы купили две пары кожаных босоножек за 800 и 1000 рублей. Это приятно!

После небольшого шопинга мы вернулись в Старый город на улицу Скадарска и пошли обедать в ресторан "Скадарская богема". Очень рекомендую этот ресторанчик! Приятное обслуживание, вкусная еда, красивый интерьер в сербском стиле. Мы попробовали плескавицу (она огромная и вкусная) и сербский сыр каймак. Каймак - удивительная вещи, сначала кажется, будто ешь соленое масло, а потом втягиваешься, и понимаешь, какая вкусная это штука!

Каймак, кстати, можно купить и в супермаркетах Белграда. Супермаркеты раскиданы по всему городу, и называются "Мини-макси" - они буквально на каждом углу, такие маленькие магазинчики, но есть и большие "Макси" - один на улице Господаря Иованова, и еще один рядом с Национальным музеем, недалеко от улицы Кнеза Михаила - большой супермаркет, где можно купить всё необходимое, начиная от шампуня и заканчивая кулинарией, фруктами, водой и вином.

Еще интересные магазины "Здрава храна" - магазины биопродуктов, где можно купить экологически чистые продукты - мюсли, сухофрукты и прочее. Мы покупали там "Ланино" - невероятно вкусный десерт изо льна, кокоса, орехов и рогача.

На улице Теразие есть фирменный магазин "Ракия и Ко" - где продаются всевозможные виды ракии и другая сувенирка.

А на самой площади Республики есть "Культурный центр Белграда", где тоже есть сувенирный отдел с магнитами, открытками, футболками и прочим.

На следующий день полил дождь, и мы решили, что это самое лучшее время для музея. Поэтому после завтрака сели на автобус номер 40 и поехали в Музей истории Югославии и мемориальный музей Тито. Вход в комплекс стоит 200 динар за одного. Сам музей - несколько небольших зданий, одно посвящено современному искусству Сербии, остальные - Тито (выставка его коллекции, подарки из разных стран и прочее), интересен магазин при музее - значки, футболки и магниты. Оригинальные подарки для друзей.

А напротив музейного комплекса находится футбольный стадион "Партизан" - самого известного ФК Сербии. Мы тоже его посетили, и при стадионе есть свой магазин с атрибутикой ФК.

Обедали мы вновь на Скадарской улице, только на этот раз в ресторане "Златан бокал" - вполне недорогой ресторан сербской кухни, мы пробовали ражничи и поняли, что это просто свиной шашлык, но очень-очень вкусный).

Поскольку было прохладно в тот день, мы передвигались из кафе в кафе, и успели посетить "Русского царя" и "Театр" - оба кафе заслуживают внимания туристов. В "Театре" готовят вкусные десерты, торты и пирожные, а в "Русском царе" - интересные фраппе, и интерьер - картины русских царей, лепнина, всё очень по-русски).

Вечером мы очутились в ресторане "Дориан Грей" на Краля Петра - модное заведение у сербов, в старо-английском стиле, с официантами в бабочках и богатой коктейльной картой. Неплохо провели время.

На другой день погода наладилась, вновь было 30 градусов, и мы решили, что самое время ехать в Нови Сад.

Нови Сад - второй по величине город Сербии, находится на севере, в Воеводине. Ехать всего полтора часа! А это уже другой конец страны! Мы пришли на автовокзал Белграда (недалеко от Зелены Венац), и в кассе объяснили, что нам нужно. Туда билеты обошлись нам в 550 динар на одного, а обратно мы забронировали места и тоже оплатили билеты за 330 динар, итого 880 динар на 1 человека туда-обратно. На обратных билетах не ставят дату и время, и они действительны 30 дней, если нам захочется подольше остаться в Нови Саде.
Вместе с билетами кассир дала нам 2 жетона, которые надо опускать в турникет при входе на перрон, как в метро.

Автобусы в Сербии ходят точно по расписанию, и в 11-00 мы поехали в Нови Сад. Дорога пролетела незаметно, потому что мы прикупили в пекарне "Хлеб и кифле" (моя любимая пекарня Белграда) вкусных булок (особенно, ржаных!) и хрустели ими всю дорогу.

Автовокзал Нови Сада, где нас высадили, находится почти в самом центре города. Я еще в Москве распечатала карту города из интернета, поэтому мы быстро сориентировались, куда нам надо идти. И через 25 минут мы уже на главной площади! После Белграда Нови Сад производит другое впечатление - город просто вылизан, дома все раскрашены, отреставрированы, - центр города сверкает! От главной площади расходятся пешеходные улочки, они ведут в парк, за которым начинается мост через Дунай. По нему мы попали в новисадскую крепость Петраварадин - с нее открывается невероятный вид на город и сам Дунай! Красота сногсшибательная!

В центре старого города есть туристический центр, где можно получить бесплатную карту Нови Сада, что очень удобно. На осмотр всех важных достопримечательностей и крепости у нас ушло почти шесть часов, и уже в 18-00 мы поехали обратно в Белград. Обратные билеты нужно просто показать кассиру, доплатить 100 динар за бронь, и кассир выдает обратные билеты с датой отправления. Удобно!

Наступил новый день. Мы вновь поехали гулять по Земуну, там тоже есть свой пешеходный центр, и еще прекрасная набережная с лавочками и отличным видом на реку.

А еще там можно посидеть в рыбном ресторанчике, что мы и сделали. Сели мы в ресторане "У капитана", который рекомендовали на местном форуме. Хороший ресторан! И замечательный официант, с которым мы мило пообщались. Ели сома, который "только утром плавал в реке")). А еще пробовали баклаву - вкусный десерт с медом, орехами и изюмом. Советую!

Затем мы поехали в южную часть города, где находится музей Теслы, погода была шикарная, и мы даже умудрились загореть немного.

У нас было отличное настроение, и казалось, что город нам улыбается! Сербы - вообще жизнерадостный, веселый народ! Они отлично проводят время, засиживаясь в барах и кафе, легко идут на контакт, помогают туристам, одеты сербы красиво и модно, много ухоженных мужчин и женщин. Настоящий европейский народ, а Белград - европейский город. Везде есть пандусы для инвалидов, переходы оснащены подъемниками, много общественных туалетов (причем чистых), вокзалы тоже чистые и приятные, на улицах мало нищих, бездомных животных тоже мало, старики выглядят прекрасно и даже щеголевато, к иностранцам все относятся хорошо. Полно открылось МакДоналдосов, ненависти ко всему американскому мы не заметили. Молодежь, наоборот, открыта и впитывает все "западное" с удовольствием. В культурной жизни Белграда постоянно что-то происходит - то ночь музеев, то музыкальный фестиваль Экзит (второй в Европе по значимости после Гластонбери), то кинофестивали. Туристов много - из Германии, Австрии, США, Англии, Франции, Польши и Чехии. Из России - мало, мы за неделю встретили только одну туристку из России.

В наш предпоследний день мы, как местные жители, устроили себе пикник в парке Калемегдана - это огромный зеленый парк, почти лес в центре городе. Покупали сувениры, прогуливались по любимым местам города, который было очень жалко покидать. Я вспоминала отзывы некоторых туристов, что на осмотр Белграда достаточно трех дней и поражалась! Мы, при нашем насыщенном ритме, и то всего не успели за 7 дней! Не были на Аде, хотя собирались, но оставили это на другой раз, не съездили в Дрвенград - тоже решили, что потом поедем, тем более все равно Кустурица был в Каннах в это время). В Белград хорошо ехать и на 10, и на 14 дней - чтобы успеть прочувствовать атмосферу, расслабиться, наконец, и зажить как сербы - спокойно и весело, окунуться в ночную жизнь Белграда, когда постоянно встречаешь интересных людей и танцуешь прямо на улице под живой оркестр! Это невероятно!

Наш последний ужин в Белграде мы провели вновь на Скадарской в ресторане "Скадарский чердак". Попробовали чевапчичи, и вовсю планировали наше следующее путешествие в Белград! Возможно, через год!