Логопедия в Черногории


В настоящее время все больше встречается детей с  нарушениями речи в той или иной степени. Потому сейчас как никогда остро стоит вопрос занятия детей с логопедом.

Логопедия в Черногории

А особенно он обостряется, когда ребенок живет в другой языковой среде и является билингвом. Обычно в таких случаях родители всегда хотят, чтобы ребенок научился четко говорить изначально на своем родном языке, а уже потом «подтянуть» второй. Кстати, как правило, на практике часто происходит все иначе: ребенок, общаясь на втором языке, находясь в новой языковой среде, как раз улавливает правильное звучание иностранного для него языка, нежели чем родного, притом что в семье общение проходит исключительно на родном языке.

Но как бы то ни было, проблемы существуют и искоренять их нужно. Обычно к логопеду детей отводят на четвертом году жизни, лучше всего (при отсутствии явных проблем с речью, как то мычание, частичное или полное отсутствие речи, когда ребенка приводят специалисту в 3 года) в 4 года, самое позднее – в 5 лет.  Логопед осматривает ребенка и проверяет его слух, речевой аппарат (строение челюстей и зубов, неба, подвижность языка). Иногда лишь при попадании к логопеду выявляется проблема с ЛОР- органами, как то ребенок может быть слабослышащим или иметь проблему в виде аденоидов как минимум второй или третьей (операбельной) степени. В этом случае логопед направляет ребенка непосредственно к специалисту той области, в помощи которого нуждается данный ребенок.

Что касается нашей семьи, мы с первого года жизни нашего сына знали, что у него аденоиды. Тем не менее, мы с ними всячески боролись и надеялись, что к шести годам, когда, по показателям, в этом возрасте аденоиды либо  уменьшаются, либо оперируются, они ликвидируются сами собой (при определенном лечении, конечно). Однако чуда не случилось. И даже не помогла перемена климата (из жаркого засушливого в теплый и влажный), и к четырем годам мы отправились к местному черногорскому логопеду в поликлинику, которая тут же, услышав про нашу проблему, сказала, что нужно срочно обратиться к отоларингологу, так как аденоиды не дают ребенку элементарно слышать, ребенок воспринимает звуки как через каску на голове, потому он не может их идентифицировать и повторить тем более. Звуки в этом случае искажаются, и занятия с логопедом в такой ситуации бесполезны.

После обращения к ЛОРу, был вынесен приговор: оперировать, и срочно. Вздохнули, а делать все равно надо, иначе – глухота.

После операции отводилось небольшое время (порядка двух недель) на восстановление, после чего можно было проводить занятия с логопедом. Мы обратились к местному дефектологу в государственную поликлинику, к которому ходили один (!!!) раз в неделю на получасовое занятие.

Во-первых, этого катастрофически мало при таком количестве не выговариваемых звуков! А их было порядка 18!!!

Во-вторых, у ребенка была явно выраженная дизартрия (смещение губ вправо при разговоре, чуть ли не полный растонус языка), усугубившаяся наличием аденоидов, которые искажали и восприятие и воспроизведение звуков  (дислалия).

Ну, и в-третьих, сам принцип работы: черногорские логопеды не ставят язык ребенка при помощи специальных логопедических шпателей, не прибегают они и к логопедическому массажу.

Логопед в Черногории

Нам сразу сказали, что нужно купить тетрадь для занятий и «Причанку» — учебник, по которому они занимались в течение 1,5 года в общей сложности. Вот и все.

Что тут можно сказать? В учебнике были представлены несколько базовых упражнений для языка, с которыми ребенок справляется на втором-третьем занятии, а дальше – они слоги и стишки с отработкой уже поставленного звука!!! А толком так эти звуки и не были поставлены, так как ни артикуляционной гимнастики, ни постановки языка в правильную позицию на уроках не проводилось. Логопед только говорила, что нужно просто эти звуки отрабатывать дома, чаще говорить слова, в которых они встречаются. И все. А еще нам давали на дом задания: упражнения творческого характера на рисование, разукрашивание, вырезание и вклеивание чего-нибудь. На уроках они занимались почти тем же самым. Нет, конечно, развитие фразовой и разговорной речи проводилось: дети учились рассказывать по картинкам, выставляли цепочку событий и пр. Но все это при непоставленных и не отработанных, не доведенных до автоматизма звуках, что в постсоветской логопедии считается неприемлемым!

Логопед в Черногории

Логопед в Черногории

Логопед в Херцег Нови

Логопед в Герцег Нови

Помучившись так месяца четыре, мы поняли, что пора что-то менять и искать отечественного логопеда, что, как сами понимаете, осложнилось рамками не только не особо большой страны, но и маленького города. Но случилось чудо, и логопедом оказалась одна  наша знакомая женщина, имеющая за плечами огромный опыт занятий с детьми по логопедическому направлению. Мы с готовностью «окунулись» в занятия, которые  разнились с черногорским подходом. Ребенку буквально за несколько уроков были поставлены сонорные буквы при помощи шпателей (мягкая «н» была, научились за пару занятий говорить твердую «н»). Затем перешли уже к свистящим и шипящим, поскольку ребенок не выговаривал их все, а такая желанная малышами буква «р» возникла сама собой, которая «глушила» остальные звуки. И тут была проделана поистине индивидуальная работа с постоянной гимнастикой языка, тренировкой звуков- слогов-слов. Дома в том числе. В общей сложности за год с перерывами на каникулы и всяческие болезни/простуды речь ребенка стала вообще похожа на речь. J И к первому классу сын пошел с небольшими помарками в произнесении некоторых черногорских звуков, что совершенно не влияет на его сегодняшнюю успеваемость, поскольку с течением времени речь пришла в абсолютную норму.

И за это мы благодарим нашего замечательного логопеда, спасибо ей большое! Очень жаль, что она уехала из страны, оставив многих русскоязычных деток без возможности выбора логопеда. Ведь разница в подходе к постановке звуков/исправления дефектов между черногорской и постсоветской (российской) школой логопедии существенны. Раскраски и развивашки типа паззлов- замечательны, но они играют отнюдь не первую роль в процессе постановки правильного произношения звуков, а в последующем и самой речи. К сожалению, во многих российских учреждениях также намечается аналогичная тенденция, но артикуляционной зарядки никто не отменял как самого базового уровня постановки звуков.

Долгое время в Черногории не было логопедов-дефектологов. Либо были приезжающие на время (летнее, в основном). Но это не всегда являлось спасением и решением общей проблемы с речью ребенка, поскольку занятия должны быть регулярными, но в то же время без натиска на ребенка.

Сегодня в Герцег Нови появилась возможность обратиться за помощью к молодому русскоязычному специалисту логопеду, которая работает с детьми с нарушениями речи с трех лет, и использует в своей работе как современные методики, так и опирается на некоторые незыблемые «постулаты» советской логопедии с оговоркой на новейшие технологии и разработки и, безусловно, индивидуальность каждого ребенка. По интересующим вопросам звоните напрямую логопеду но номеру +382 69-235-680.

Надеемся, статья была вам полезна. Особенно это касается родителей тех деток, которые нуждаются в помощи специалиста по данной проблеме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *