О профессии логопеда. Интервью с логопедом в Черногории


Что такое работать логопедом? Сложно ли это? Какие «подводные камни» или трудности таятся в работе логопедом – обо всем этом мы попросили рассказать постоянно проживающего в Черногории логопеда Татьяну Беспалову.)Логопед в Черногории

Все профессии важны, все профессии нужны… Известная с детства строчка.

Действительно, мы знаем, что включает в себя работа пекаря, токаря, слесаря… Но опять-таки только на первый взгляд. Мы мало знаем того, что именно кроется за «кулисами» каждой профессии. А потому, многие из них кажутся, условно говоря, «не пыльными». Интересно, а что же кроется за такой профессией, как логопед? 

— Наверняка многие мамы и папы считают, что ничего сложного в этом нет – знай себе во рту нужными зондами поводи да нескольким скороговоркам научи – все звуки сами собой и получатся. Только в конце занятия оплату берут, по сути, за чуть ли не лежание на печи.

Ох, насколько они тут заблуждаются! Начнем с того, что для начала нужно получить специальное образование, дабы иметь право именовать себя логопедом. Тем более с разными приставками: «педагог — логопед», «логопед- психолог», «логопед- олигофренопедагог» и т.д. И вот, скажу вам, что по многим из этих вышеназванных специальностям обучаются при университетах или медицинских академиях как минимум 2 года по очной/заочной/дистанционой форме обучения с разными степенями выпуска (магистр/бакалавриат). Со всеми зачетами, экзаменами, практиками. В общем, все как положено! Причем обязательно на базе первого высшего образования!!! То есть просто так, с бухты-барахты и при всем желании 17-летний выпускник школы не сможет посещать эти курсы, так как у него как минимум нет жизненного опыта педагогического общения с детьми.

Также сейчас можно получить профессию логопеда, пройдя курсы профессиональной переподготовки от полугода до 9 мес., однако также только после высшего образования!

Логопед в Черногории

Значит, по факту у человека после логопедических курсов имеется высшее специальное и специальное образование. Лично у меня диплом о профессиональной переподготовке по программе дополнительного профессионального образования «Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы» с правом ведения профессиональной деятельности в сфере дефектологии, логопедии, проектирования и реализации образовательного процесса лиц с нарушениями речи.

— Как серьезно звучит!
— Да, замысловато… Если проще, я логопед-дефектолог. Правда, подумываю со временем пройти еще курсы проф.переподготовки по работе с заикающимися детьми или детьми-аутистами, но пока это только планы… Хотя эти темы очень интересные и перспективные.

Итак, после того как диплом о повышении квалификации по профильному образованию получен, новоявленный логопед может предпринимать какие-то действия: устраиваться в детский сад или развивающие центры для детей, где предусмотрена логопедическая комната. Или организовать такую самому.

Поскольку я нахожусь за пределами России, я понимала, что на данном этапе самое лучшее для меня — частная практика на дому. Однако я человек, подходящий к серьезным изменениям со всей ответственностью. Поэтому я озадачилась вопросом «снаряжения» своего (назовем его пока так) кабинета необходимыми материалами: это и спец. литература по логопедическому профилю, причем не только для специалистов, но также тетради для выполнения заданий в них детьми, различные игры и пособия для проведения занятий. По этому поводу были проштудированы тонны информации в интернете, перерыты сайты с литературой для детей по логопедии, просмотрено множество видео от ведущих логопедов страны и прочитаны статьи на их сайтах. Готовилась к занятиям я капитально. )) И продолжаю это делать: всегда находятся новинки, мимо которых нельзя пройти мимо.

А чтобы эти новинки не пропустить, нужно элементарно «держать руку на пульсе», а именно быть всегда в курсе происходящего. И потому, я активно начала «жить» в инстаграм и переименовала свой профиль под актуальный, посвященный моей новой деятельности.

Логопед в Черногории

Я регулярно делаю покупки, оформляю заказы на авторские разработки и оплачиваю вебинары по специальности. Так что весь свой заработок я трачу, можно сказать, на своих учеников.

Логопед в ЧерногорииДальше: чтобы жизнь медом не казалась.  После каждого занятия я отписываю простыни комментариев по поводу проведенного урока родителям, не присутствующим на уроках (по их инициативе), отсылаю им видео или фото с занятий с подробнейшими комментариями и расписание домашних заданий и своими рекомендациями по занятиям с детьми на дому. Порой переписка занимает по времени столько же, сколько длится одно занятие…

Вот вам и завесы профессии…

— Хм, действительно, об этом мало кто задумывается…
Татьяна, а планируете ли открытие логопедического кабинета вне стен своего дома?

— Да, на самом деле есть такая мысль, но на данном этапе это не совсем экономически выгодно, поскольку логопедия в Черногории, это скорее дополнительный, а, не основной источник дохода. Хотя, у меня есть желание набирать мини-логогруппы или группы, как это принято сейчас называть, раннего развития детей от 2,5-3х лет, а в домашних условиях я этого делать не могу. В моем распоряжении только гостиная, где в настоящий момент я занимаюсь тет-а-тет, что тоже много значит для ребенка с точки зрения индивидуального подхода: как с психологической, так и с логопедической стороны вопроса.

На самом деле, мне также было бы интересно открытие комнаты логопеда и в формате какого-то приватного детского сада или центра для развития детей. Однако, увы, в нашем маленьком городке, как оказалось на поверку, не так много детей, которые бы посещали заведения данного характера. Хотя у нас уже имеется один частный садик на дому, организованный по инициативе одной нашей соотечественницей, и у меня имеется с ней договоренность на случай если родители изъявят желание водить детей в логопедическую группу.  Этот детский клуб открылся всего пару-тройку месяцев назад, потому о нем мало кто знает. Но мы надеемся, что после зимы родительская активность возрастет.

— Татьяна, как считаете, в Черногории много русскоязычных детей, которым нужна помощь специалиста по вашему профилю?

— Честно сказать, не могу оценить, поскольку я не проводила подобных исследований, я даже не знаю сколько точно проживает в стране русских… Их число постоянно меняется… Но определенно то, что дети с нарушениями/ дефектами речи есть.

— Выходит, вы работаете только по Герцег Нови? А как же занятия по скайпу или, быть может,   есть плановые выезды для занятий в других городах?

— Мне удобнее всего принимать ребенка у себя, поскольку в любой момент может что-то измениться: бывает так, что за пять минут до занятия могут отменить его в связи с резко изменившимися планами/внезапной «аварией» с ребенком (заболел зуб/упал/ударился) и пр. К счастью, такое случается не часто, но все же. Помимо всего прочего, на дому у меня под рукой именно те материалы, которые могут понадобиться для занятия с конкретным ребенком. Иногда расписание получается удобным, и одну и ту же игру я могу использовать два урока подряд, но под разным углом зрения, так сказать, а именно с той позиции, которая мне нужна, для той цели, которую я ставлю на каждом занятии в частности и с конкретным ребенком в общем. И все же, в силу разных нарушений, возраста и даже половой принадлежности (да-да, приходится учитывать и этот момент тоже) игры и сами занятия я стараюсь разнообразить. Также во время урока может пойти все не так гладко, как бы я могла на это рассчитывать. Поэтому я стараюсь в такие моменты переключать внимание ребенка на что-то другое.

Потому, если говорить о выездных занятиях, мне это неудобно, т.к. придется везти с собой огромную сумку всего-всего и «вот этого еще, на всякий случай». )) Ну, и цена услуги вырастет как минимум вдвое – в зависимости от пункта назначения. Также если вызов будет, например, из Будвы, то ехать туда из Герцег Нови из-за одного занятия просто бессмысленно – на это уйдет полдня, а это мое время, то есть мой заработок. И я не уверена, что мои расходы захочет кто-то возместить в данном конкретном случае. ))

Что же касается удаленных занятий с помощью скайп/вайбер/вотсап, то мое личное мнение относительно такой логопедической помощи достаточно просто: я могу вести такие занятия при условии, что помимо этих онлайн встреч с ребенком будут активно заниматься родители, не менее 15 мин. ежедневно! Хотя это требование в принципе должно выполняться при любом раскладе… Но все равно хочется, чтобы хотя бы первое занятие было контактным… В этом моменте важна дисциплина и усидчивость, тогда все может, в принципе, получиться.

— Я правильно понял, что просто занятий с логопедом не достаточно, чтобы исправить дефект речи? Нужно, так сказать, «вмешательство» родителей?

— Абсолютно! Понимаете, это как при посещении спортзала: если вы раз-два в неделю по 45 минут (всего)  поднимаете штангу в тренажерке, но в течение остальной недели абсолютно ничего не делаете для наращивания мышц, то Шварцнеггером станете не скоро. 😉

Вот и логопедия работает по тому же принципу: язык-главный речевой орган, состоящий сплошь из мышц, и его, как и прочие мышцы тела, нужно тренировать. А тренировка – это, прежде всего, дисциплина. Поэтому я всегда даю домашние задания, которые, к сожалению, дома редко кем выполняются. Процесс постановки/исправления звуков затягивается, но родители все равно каждый раз, приходя на очередное занятие, спрашивают, когда же будет тот или иной звук… ))

— А сколько времени уходит на постановку звука в целом?

— По этому вопросу нет точного ответа, как понимаете, поскольку все очень индивидуально и зависит от совершенно различных факторов.

Первое — это интенсивность занятий. Я  уже упоминала выше о понятии «дисциплина». Занятия именно дисциплинируют ребенка, он привыкает тренировать язык, звуки. Они у него начинают появляться. А к тому же еще и  правильные! Это мотивирует ребенка еще больше, так как в начале занятий если интерес и есть, то зачастую он быстро снижается, поскольку у детей не хватает мотивации понять, зачем же эта тетя требует повторять за ней слоги/слова/выражения. Многие, конечно, приходят с горящими глазами ради игр, но все 45 минут занятия мы играть все же не можем. )) (Какой отчет я дам родителям?)) Все ждут в конечном счете результатов, и оно понятно.)  Если только, конечно, речь не идет об автоматизации звука, но до этой части, увы, доходят не многие…(( Многие родители придерживаются мнения, что раз звук поставлен, значит, ребенок им владеет. Но это не так! От постановки изолированного звука до автоматизации его в свободной речи должно пройти некоторое время, когда язык автоматически будет вставать в нужную позицию, а положение губ и зуб при этом будут ему помогать. Мозг в этом случае также не задумывается специально, как произнести звук «р» во фразе « Раисины маринованные помидоры», к примеру. ))

Логопед в Черногории

Дальше – домашние задания. Это тема, о которой даже и говорить нечего. Упражнения должны повторяться дома и выполняться по несколько раз, если желателен быстрый результат. Однако тут важно тоже не перегнуть палку: сила давления равна силе сопротивления, и потому у детей возможна противоположная реакция на домашние занятия. Также могут появиться проблемы с психикой вплоть до ночных энурезов (чаще у мальчиков) и даже заиканий.  В моей практике, слава богу, такого не случалось, однако проинформирован — значит, вооружен! Просто к собственному ребенку родители сами должны знать подход: где, когда, при каких условиях и в какое время комфортнее всего «пристать» к ребенку с заданиями от логопеда. ))

Большое значение имеет также в деле постановки звуков настроение ребенка в конкретный момент времени: уставший после детского сада/ школы, невыспавшийся/ наоборот, еще сонный, возбужденный после активного вида деятельности/спорта… Совокупность всех этих факторов влияет на поведение ребенка во время занятия. А как следствие,  на эффективность самого урока, конечно же, тоже. Потому очень важно проводить «профилактические» беседы родителям со своими детьми, чтобы объяснить им, для чего нужно ходить к логопеду и как вести себя на занятии,  дабы половина оплаченного ими времени не уходило на уговоры «открыть рот/повторить такое-то движение», причем в какой бы игровой форме это не подавалось – не все дети контактные… Даже логопедический массаж дают делать далеко не все в капризном состоянии, хотя ни один ребенок, занимающийся у меня, совершенно не боится логопедических зондов, вопреки существующим мнениям по этому поводу.

Подводя итоги, можно сказать, что в среднем от изначальной постановки звука до полной его автоматизации  при идеальных условиях (посещение+выполнение домашних заданий+ поведение) уходит до 15-17занятий. Бывают, конечно, большие перерывы: каникулы, поездки… Это тоже затягивает положительный результат от занятий.

Не стоит также забывать, что многие согласные звуки имеют обыкновение быть еще и мягкими (Л-Л’, Р-Р’, C-C’, З-З’ и т.д.). И для них требуется если не такое же, то хотя бы чуть меньшее количество часов, поскольку положение языка/зуб/губ должно меняться, к чему ребенок еще не привык, и нужно вырабатывать другие навыки произношения уже этих звуков.

Ответ понятен. Спасибо за развернутое объяснение.
А скажите, в каком возрасте и/или при каких условиях нужно показывать ребенка логопеду? Только при возникновении проблем с произношением? И как понять, что проблемы есть?…

— По этому поводу существуют так называемые нормы речи, когда, например, в период от полугода до года ребенок гулит, потом появляются первые слоги (даже на первом году жизни) или слова («мама», «папа», «баба», «дай»), после двух лет ребенок в принципе уже в состоянии составлять простейшие предложения из трех слов, а после трех ребенок уже знает не только названия предметов, но и их характеристики (т.е. владеет определенным набором прилагательных), сможет описать действия (глаголы), сопрягая их с другими членами предложениями в разных падежах. И так далее, дойдя до 6-7-летнего возраста, когда ребенок описывает картинку/случай, может пересказать небольшой рассказ. Это если в идеале.

Обычно детей приводят в возрасте 4-5 лет с серьезными нарушениями речи или же в 6-7 для коррекции некоторых звуков. Случается, что и раньше, когда выявлены серьезные проблемы (ребенок не говорит/говорит непонятными звуками, не похожими на речь, общее поведение не в рамках нормы, когда ставится диагноз аутизм).

Сейчас все чаще детям ставят диагноз ЗРР (задержка речевого развития). Причем возрастные границы все более склоняются в сторону меньшего возраста, собственно, как и все остальное… И читать дети сейчас должны непременно в пять лет, и в школу уже с базовым английским идти… И тут я категорически не согласна, поскольку разные отделы головного мозга, ответственные за то или иное умение, созревают в разное время. Причем у мальчиков и у девочек в разное время!

Поэтому, дорогие родители, не перегружайте ребенка всякими развивашками, просто больше играйте и гуляйте! И разговаривайте! Непременно разговаривайте с ребенком! Читайте сказки перед сном или когда ваш малыш это просит – его мозгу необходима новая речевая информация.

И уж конечно не доверяйте дело воспитания собственного ребенка новомодным гаджетам! Мультики не могут воспитать ребенка и развить его свободную речь. Кроме того, для правильного формирования речевых навыков ребенку нужно наблюдать за речью воочию: положение челюстей при произнесении того или иного звука, положение языка, вытягивание/растягивание губ и т.д.  Покажите заинтересованность в своем ребенке, иначе дети повторяют за нарисованными движениями мультипликационных персонажей… Детям свойственно копировать. Но то ли им нужно копировать?.. Научатся ли они таким образом говорить?..

И кстати, именно сейчас наблюдается такой феномен как распад речи у детей! Вы можете себе представить?? Не после аварии или другого несчастного случая, а именно от чрезмерного злоупотребления гаджетами, поскольку человек просто редко пользуется речью! Он ее попросту забывает!!!

Потому родители, очнитесь! Попытайтесь реже показывать свои спины своим детям, оторвитесь от компьютеров, развернитесь к свои чадам улыбающимися лицами и займитесь с ними сенсорными занятиями: лепкой из пластилина/теста, массажем рук карандашами/мелкими предметами, копошитесь в гречке/рисе/горохе/песке, рисуйте руками/ногами (стопами! Вызывает у детей неописуемый восторг!),  кисточкой/ карандашами, конструируйте Лего, вырезайте, клейте коллажи, перебирайте камушки/орешки/бусины, и тогда, с большей долей вероятности, вам не придется вести ребенка к логопеду!!!

Логопед в Черногории

Русский логопед в Черногории— Огромное вам спасибо, Татьяна, за подробные ответы.
— Пожалуйста. Очень хочется надеяться, что наше с вами интервью будет полезным для читателей вашего сайта и для родителей в целом.

— Татьяна, поделитесь, пожалуйста, контактами, по которым с вами можно связаться для получения вашей профессиональной помощи.

—  Конечно. Мой черногорский телефон для связи +38269235680 (на нем же Viber и WhatsApp). Также у меня есть профиль в инстаргаме https://www.instagram.com/logoped_v_chernogorii/, где я регулярно стараюсь выкладывать видео с занятий, а также рассказываю о логопедических пособиях и играх для развития речи. Заходите! Буду рада новым лицам! ))

— Отлично! Еще раз спасибо. Удачи в работе!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *