Покорение Ловчена. Путописи малоопытной путешественницы

Незаметно и, вместе с тем, стремительно  близится время моего отъезда из Черногории. И тратить его попусту нельзя, просто непростительно! И именно по этой причине дети решили свозить меня… на Ловчен, одну из самых высоких точек Черногории!

Ловчен – это и горный массив, и национальный парк одновременно. Славится он мавзолеем черногорского царя Петра II Петровича Негоша, собственно, в который меня и потащили. Но я особо не сопротивлялась.

Итак,  в путь!

Дорога до Ловчена

Лучший путь до Ловчена пролегает через Котор. Да и ближе он к нам в любом случае.

Конечно, Черногория красива и с побережья, но в полном объеме понимаешь и начинаешь любоваться этой красотой только с высоты. Сначала- даже незначительной.

Покорение Ловчена. Путописи малоопытной путешественницы
Дорога на Ловчен. Котор

Потом- все выше и выше.

Дорога на Ловчен через Котор

Я не могла поверить, что способна забраться настолько высоко (я панически боюсь высоты), что видно взлетную полосу Тиватского аэропорта.

Дорога на Ловчен
Наше путешествие на Ловчен

Пейзажи над Котором и соседствующие верхушки гор просто потрясают.

По дороге на Ловчен

Сначала поражаешься тому, что ты поравнялся с вершинами, снизу кажущимися такими могущественными и неприступными, позже – тому, что ты чуть ли не паришь над ними. Вот это щекочет нервы.

По дороге на Ловчен. Черногория

Дорога, конечно, не из приятных – извилистая, узкая, без ограждений. Водители, будьте бдительны!

Тем не менее, встречаются отдельные прилавки с медом, пршутом, сырами и прочими изделиями домашнего производства (ракия, вязаные вещи). И даже, казалось бы, в ненаселенной местности стоят действующие рестораны, порой очень даже не маленькие и приличные, на мой взгляд.

Черногория. Дорога на Ловчен

Естественно, ходят сюда и туристические автобусы. Так, за одним мы некоторое время тянулись до самой деревни Негуши. При том, как они умудряются совершать маневры буквально над пропастью на однополосной дороге, над которой нависают горы, едва не царапая крышу, мне совершенно не ясно.

Путешествие по Черногории. Ловчен

Я была потрясена, что на такой высоте, в  самой настоящей глубинке, практически в отрыве от остальной цивилизации живут люди, да притом в хороших условиях, насколько я могу судить.

Село по дороге на Ловчен
Село в Черногории
Село на севере Черногории
Село недалеко от Ловчена

Встречались нам также по дороге и вообще одинокие дома на протяжении нескольких десятков километров на всю округу. Чудно.

Село недалеко от Ловчена, Черногория

А многие находятся еще в процессе стройки.

Отдых в Черногории. Путешествие на Ловчен

Итак, минуя поворот на Ловчен мы решили сначала проехать в родное село царя Негоша, в одноименное село Негуши, дабы потом уже не возвращаться туда.

Село Негуши

В это место возят туристов, это видно на фото.

Село Негуша
Село Негуша в Черногории
Село Негуша в Черногории. Жизнь иммигрантов в Черногории

Но удивило то, что их возят буквально на пятачок непосредственно перед селом, где есть ресторан и лавки с местным промыслом. Но дочь настаивала на том, чтобы проехать чуть дальше, вглубь, — якобы именно там она в прошлом году, когда их в эти края занесла нелегкая, видела дома, где продаются сыры и вывешены вяленые свиные ноги. Нам не оставалось ничего другого как послушаться , и мы не пожалели! Сразу купили домашнюю ракию, а в соседнем доме сыр в масле, мед и медовуху.

Покупки в селе Негуши
Покупаем ракию в Негуши (Черногория)

Тут же расположен дом, в котором родился и вырос уважаемый владыка Черногории.

Дом Негуша в Черногории

Сразу оговорюсь, сказав, что в музей мы не попали по причине «цигель, цигель, ай лю-лю» (надеюсь, меня все поняли?)… Но там должно быть интересно – несколько залов, освещенных светом свечей и зажжённых факелов на стенах, очень длинный коридор… Думаю, там есть на что посмотреть и что узнать для себя.

Родна куча Негуша
Родна куча Негуша в Черногории

Но как-то толп туристов здесь как раз и не наблюдалось… Возможно, посещение дома-музея (2 евро вход с услугами экскурсовода) идет следующим пунктом маршрута после обеда в ресторане национальной кухни… Однако, на наш взгляд, намного было бы лучше, если эти группы откушали настоящей деревенской еды в ресторане этно- села, расположенного чуть ниже уровня Негуши в долине. Очень живописное местечко.

Ресторан в селе Негуши
Ресторан в селе Негуши, Черногория
Обед в селе Негуши, Черногория
Обед в селе Негуши

Именно здесь я попробовала легендарную ягнетину под сачем (ягненка под колпаком). Это невероятно вкусно!!!!!!!!!! А какие нам подали помидоры! Класс! Ничуть не хуже астраханских – сладкие, сочные!

ягнетину под сачем в Черногории

Всем рекомендую заехать в этот ресторан, оформленный в духе старины этой удивительной страны. Будет одинаково интересно как взрослым, так и детям.

Рекомендуем ресторан в Черногории
Рекомендуем отличный ресторан в Черногории
Рекомендуем отличный ресторан в Черногории, село Негуши
Рекомендуем отличный ресторан в Черногории, село Негуши (по дороге на Ловчен)
Где пообедать в Черногории
Обедать на Ловчене
Шикарный ресторан в Негушах
Шикарный ресторан в Негушах, Черногория
Необычный ресторан в Негушах, Черногория

Данное этно- село имеет даже определенные государственные и международные награды. Оно действительно населено – что-то еще достраивается, где-то вывешено белье…

На лугу пасутся коровы, на огородах растет капуста и кукуруза, а в курятнике индюки, куры и цесарки!

В общем, вдохнули мы здорового деревенского воздуха и отправились дальше, на покорение Ловчена. К нему путь еще более «стремный», как выразилась бы моя дочь. Зато какие виды!

Шикарный вид по дороге на Ловчен

Да, и, кстати, в горах растет много шиповника! Я не смогла упустить такой шанс!

Шиповник в Черногории

Мавзолей Негоша на Ловчене

Мы ехали достаточно долго, чтобы понять, что находится мавзолей Негоша очень высоко. Сначала увидели эту вышку на самой вершине горы.

На вершине Ловчена

Поняли, что мавзолей точно будет не ниже. А потом увидели и его.

Невольно вырвалось: «Это ТУДА нам придется карабкаться?!» Получив утвердительный ответ, не до конца поверила – была уверена, что там есть подъезд  для машин. Зря…)

Удивительно, но даже в такой ненаселенной местности кто-то (не увидели  ни одного дома поблизости и даже одиноко стоящей машины, что часто можно наблюдать в Черногории в пустынных горах) умудряются что-то выращивать. Приобалдели, честно говоря, увидев ровненькие грядки каких-то посадок.

На вершине Ловчена в Черногории

Итак, подъехали мы к подножию горы, миновав несчетное количество поворотов и изгибов узкой неогороженной дороги, оставив машину на паркинге. Потому как непосредственно к мавзолею путь закрыт – ремонт! Пешком, конечно, можно доползти. 1 км составит. Но есть более короткая тропка- через лес, по камням. 300 метров. Как вы думаете, какую выбрали мы? Если бы знала, что тут так будет, никогда бы не согласилась. Никто нигде и не пишет о сложной дороге к мавзолею. Все только выставляют красивые фотографии. Так вот теперь знайте! ))

Итак, побрели мы. Не ожидала такой прыти от своего пятилетнего внука, да и от себя, честно говоря, тоже.

Идем к мавзолею Негуша

Пройдя лесок, преодолев это расстояние и свой страх (ограды там нет!), мы выбрались на бетонированную часть пути, к лестнице, ведущей наверх. Однако не обольщайтесь- там тоже идут ремонтные работы, так что будьте внимательны, перешагивая через провода, кабели, доски.

Дорога к мавзолею Негуша

Вроде там был установлен щит, на котором значилось, что все будет поправлено к октябрю этого года. Но если честно, я сильно в этом сомневаюсь, потому как к мавзолею мы опять-таки поднимались не по нормальной лестнице через туннель (проход закрыт), а по горе камней, являющих собой подобие винтовой лестницы – очень крутой, узкой, а временами не огороженной! Там очень высоко! Одни горы вокруг.

Дорога к мавзолею Негуша в Черногории
Ловчен

Вдали видно город Цетинье, уютно устроившийся в долине среди гор.

Вид на Цетинье (Черногория)

Итак, преодолев и это препятствие, мы выбрались –таки на ровную поверхность. А вот и та самая  соседняя гора с какой-то станцией на вершине.

Ловчен, Черногория

Дорога вела к мавзолею Негоша. Там тоже установлены леса. Потрясают огромные статуи на входе из черного мрамора.

Мавзолей Негуша

Вход, кстати, платный (3 евро) при всем том, что в усыпальницу пока хода нет. Можно лишь сфотографироваться рядом со статуей царя.

Мавзолей Негуша на Ловчене

Потолок больно уж впечатляет – выложен по своду золотой мозаикой. Очень эффектно!

Мавзолей Негуша на Ловчене (потолок)

Также, по желанию, можно отправиться на обзорную площадку, с которой видны не только горы на все 360˚, но и даже кусочек моря! Eek

Русские на Ловчене

Зрелище впечатляющее.

Русские на Ловчене в Черногории

На фото ниже видны Негуши, откуда мы и приехали.

Как это не удивительно, но в свои 60 лет я-таки покорила высоту в 1620 метров!

Я на Ловчене
Я на Ловчене в Черногории

Собственно, внук легко «взял» эту планку уже в 5!

Смотровая площадка на Ловчене

Хотя были и такие, кто его «переплюнул» — мы видели несколько семей буквально с грудничками на руках. Была также семейная пара от силы с трехмесячными близнецами. Какая нужда сюда подниматься с такими маленькими детьми?.. Не понимаю.

На обратном пути сделали такие вот «зарисовки».

Русские на Ловчене

И если в первом случае это такая вот «шутка юмора» природы, то в двух остальных – явно творение рук человеческих. Думаю, работники так развлекаются.

Естественно, мы не смогли пройти мимо сувенирной лавки, которая расположена на середине пути между паркингом и мавзолеем. Там же есть и антикварный магазин, а этажом ниже, с выходом на террасу,  есть и национальный ресторан. При нем продаются напитки местного производства. Я лично приобрела небольшую бутылочку Дуньи – самогона на основе айвы. Перед покупкой мы ее попробовали, оценили, потому и решили: «Берем!». ))

Сувениры на Ловчене

Дорога вниз показалась нааамного проще и быстрее. Спустились за каких-то минут 10. А туда-то мы кряхтели чуть ли не все 40!

И поехать бы нам уже следовало назад, так как время было далеко уже не полдень, но неугомонная молодежь хотела- «раз уж мы в этих краях»- направиться в какой-то парк развлечений, организованный тут на базе горного курорта Иванова Корита.

А вот и указатель на него.

Сувениры на Ловчене

Замечу, что везде – от небольших высот до тех, куда мы взбирались, было достаточно много указателей на пешеходные горные тропы, отмеченные цветом специальной маркировки.

Путешествие по Черногории

Потом эти самые синие и красные кружочки издалека виднеются на камнях вдоль дороги.

Ехать было приблизительно километров 8, так что добрались быстро. И… не ожидали, если честно, того, что предстало нашему взору! Ухоженная территория с отдельно стоящими зданиями отельного типа, спортивные площадки, ресторан, огромное поле, по краям засаженное лесом, где построены разные сооружения для детей, беседки, установлены длинные деревянные столы с лавками, за которыми легко можно организовать пикник и даже привезти с собой мангал… И все это на невероятной высоте на краю цивилизации, можно сказать! Мы были ошеломлены в самом положительном смысле этого слова!

Тут же находится то, ради чего мы проделали такой долгий путь.

Парк приключений на Иваново Корито

Поняли, о чем речь?) В общем, а-ля скалолазный парк двух уровней- для детей и взрослых. Отовсюду слышится визг либо детский плач, но это не страшно, потому что опытные инструкторы не дремлют — они даже на выручку приходят в нужный момент!

В общем, воодушевившись, внук тоже решил попробовать. Заплатили мы 8 евро (взрослый билет стоит вдвое больше), экипировали его, выслушали инструктаж и отправились на первую тропу. Но, как оказалось, ребенок такого возраста не совсем готов ходить по канатам и подвесным бревнам, даже будучи хорошо подстрахованным прочными карабинами…

Парк приключений на Иваново Корито, Черногория

Пройдя полпути, он сдался. Может, усталость, накопившаяся за целый день, сказалась, а может быть, и страх. Но ничего, на семейном совете было принято совместное решение отправиться в эти края примерно через годик с ночевкой, дабы начать покорение «джунглей» прямо с раннего утречка.

Итак, еще одно знаковое место Черногории, о котором я доселе и не слышала даже (на слуху все же больше другие достопримечательности), оставило о себе лишь приятные впечатления и воспоминания. Не зря это является рекреационным зимним курортом, куда возят школьников учиться кататься на лыжах. Своего рода детский лагерь. Только уж слишком высоко и, по моему мнению, опасно.

Перед обратной дорогой решили перекусить в ресторане. Там так хорошо. Прямо напоминает какие-нибудь альпийские пейзажи.

Ресторан на Иваново Корито

К слову, этому отелю недостает своего веб-сайта. Из контактов только телефон. Очень обидно, что такое место остается известным лишь  узкому кругу посвященных…

И вот он, путь домой! Снова высоченные горы, отвесно уходящие вниз, снова узкая, змейкой извивающаяся дорога, и снова красивые и в то же время неповторимые морские пейзажи на закате дня.

Закат на Ловчене
Закат на Ловчене, в Черногории

Черногория, я влюблена! Безоговорочно и бесповоротно.