Путешествие из Черногории в Сербию

Если вы помните, в прошлом году я рассказывала о своем пребывании в гостях в семье дочери на Черногорском побережье и знакомстве с некоторыми другими районами этой чудесной страны.

Так вот представьте себе, что я решила приехать вновь в эти края – настолько меня впечатлила Черногория своими красотами и душевным гостеприимством местного народа.

Правда, на сей раз я напишу о нашем совместном путешествии в Сербию, опустив прелести черногорского отдыха  — об этом в другой раз.

Итак, поскольку в этом году удалось приехать больше чем на месяц, по истечении 30 дней я вынуждена была выехать за пределы границ Черногории – таков уж закон. Дети, недолго думая, решили свозить меня в Сербию, а заодно и самим прокатиться, раз такое дело. Местом остановки был выбран Златибор – горнолыжный курорт в двух часах от черногорской границы.

Чтобы к нему приехать, нужно держать путь через северные районы Черногории- Жабляк, Плевлю. Но сначала с побережья надо подняться в горы. Думала, что море будет бесконечно. Ошиблась. Однако, в самом начале виды Боко-Которской бухты завораживают.

Путешествие из Черногории в Сербию

Потом долгой  и нудной вереницей тянулись не горы- скалы: по большей части голые, каменистые, устрашающие… Правда, по дороге кое-где имелись-таки заселенные равнины.
Каково было счастье увидеть среди этого каменного мешка, невольным заложником которого себя ощущаешь в данном районе,  озеро (дочь назвала его «Слано»- соленое то есть) близ Никшича. Красивое зрелище. Есть несколько смотровых площадок, с которых можно сделать неплохие кадры.

Слано озеро в Черногории

Единственный и довольно весомый минус не только на данном участке, но и на всех других популярных туристических маршрутах, — мусор вдоль дороги.

Итак, продвигаясь все дальше на север, мы наблюдали явный перепад природных зон: все больше хвойных растений, все меньше каменистых гор. А уж когда въехали в общину Жабляк, то я не удержалась от восклицания «Ну чем не Швейцария?!» Холмы, перетекающие в долины, покрытые мягким ковром сочной, нежно-зеленой травки… Кое-где видны островки ельника.

Время шло к обеду, и мы решили «подзаправиться» чем-нибудь более солидным, нежели  снеки, имеющиеся в машине. Тем более после зигзагообразной дороги возле Шавника очень хотелось побродить по свежему воздуху, и что самое главное — по ровной поверхности, а то голова шла уже кругом. В общем, зять уверенно вел машину по направлению к облюбованному ими отелю «Полярная звезда», где их радушно встретил персонал гостиницы – узнали.

Мне очень понравилась территория и сама атмосфера отеля – деревянные постройки, ухоженные газоны и лужайки, детская площадка, насаждения разных деревьев и неизменные петуньи в горшках. Все очень гармонично.

Жабляк
Жабляк в Черногории
Отель Полар стар в Жабляке

Мы сели на открытой веранде. Заказали мужчинам блюдо быстрого приготовления (омлет то есть), сами взяли по шопскому салатику – я его тут очень полюбила. А еще нам принесли очень вкусные домашние лепешки.  Я даже попросила дочь, чтобы она перевела, что мы хотим купить пару штук таких себе в дорогу. Кстати, они нам потом пригодились –мы ими перекусили по пути (они круто посоленные, как раз то что надо на серпантине) и позавтракали на следующее утро уже в Златиборе.

Немного передохнув, мы снова тронулись в путь. На сей раз без остановок на последующие 3 часа.

На границе не было пробок. Прошли быстро и безболезненно.

Первый крупный населенный пункт на пути к Златибору-  город Приеполье, примечательный, на мой взгляд, лишь необычной архитектурой домов с забавной формы крышами, соседствующими с мечетями.

Та же картина наблюдалась и в Нова Варош – высоченная мечеть, возвышающаяся над городом, установленная на склоне горы, а ближе к дороге – католический собор. И та же необъяснимая «необычность» тамошних построек. Это нельзя описать, это нужно только видеть.

Еще по дороге было симпатичное Златарское озеро с водой бирюзового цвета, образовавшееся в результате постройки ГЭС на реке Увац.

Златарское озеро
Озеро по дороге в Сербию
Отдых в Черногории и Сербии

И везде луга, «разбавленные» редкими поселками или одинокими домишками.

Сербия

Не прошло и часа как мы уже подъезжали к Златибору, месту, окруженному сосновым бором.

Дорога в Златибор

Уже издалека город «выдавал» себя – по высоким  строениям гостиничного типа с зелеными крышами причудливой формы мы сразу поняли, что прибыли к этому знаменитому сербскому курорту.

Проехав через центр городка, мы выехали на нужную улицу, на которой зарезервировали апартамент в частном отеле. Скажу так – реальность даже превзошла все наши ожидания! Такое я видела только в кино да в туристических теле-путеводителях: чистые ухоженные улочки с как будто только что отстроенными коттеджами, все аккуратно, просто слезы наворачиваются от такого человечного отношения к окружающей обстановке. Дальнейшие фото сполна расскажут о месте нашего ночлега. Добавлю только, что номер с одной спальней нам обошелся всего в 45 евро!

Распаковавшись и переодевшись, мы поехали гулять в город, центр которого находился всего в 800 метрах от дома. Городишко, в принципе, не большой. Но очень приятный: клумбы с цветами, а-ля Арбат со всевозможными предложениями местных художников и умельцев, ну и конечно, самое главное — все эти хорошенькие домики с большим количеством дерева.

Златибор - горнолыжный курорт в Сербии
Златибор - горнолыжный курорт
Златибор в Сербии
Златибор - город в Сербии

Внук сразу углядел аттракционы в луна-парке, все просился туда. Но мы решили сначала поужинать. Однако, как истинные женщины, с дочерью задержались в магазине детских товаров, а парни тем временем развлекались на каких-то машинках и тому прочее перед входом.

К слову сказать, о ценах в Сербии. Очень приятные. Действуют хорошие акции и скидки. Летнюю бейсболку купили за 4,5 евро, тогда как в Герцег-Нови она стоит 8. Джинсы внучке взяла за 18 евро. Шортики за 7. Осталась довольна покупками: и ценой, и качеством.

Вдоволь нашопинговавшись, решили присесть в какое-нибудь кафе покушать. Соблазнились запахами жареного на гриле мяса. Так и примостились в симпатичном кафе возле дороги, где готовят еду как на вынос (сэндвичи с лепешками из рубленого мяса и чевапами), так и на заказ.

Кафе в Златиборе
Симпатичное кафе в Златиборе

Обслуживал нас шустрый серб, хорошо говорящий на русском. Мне дети заказали гурманску плескавицу, себе пунену (фаршированную сыром и пршутом, правда, тут вместо пршута была мелко нарезанная вареная колбаса). И хотя мы достаточно долго ждали заказ, оно того стоило! Мясо просто во рту таяло, а эта корочка… Пальчики оближешь!

Кухня в Златиборе

Порция огромная! Я кое-как смогла доесть свою котлету, дочь же даже с внуком пополам не осилили. Невероятно сытно. По ценам вышло тоже очень демократично.

Довольные, вышли из кафе в направлении луна-парка, куда нас настойчиво вел наш маленький командир. Правда, мы немного боялись, что пойдет дождь- гром уже многозначительно гремел неподалеку. Тем не менее, сначала мы отправились в парк развлечений, где есть даже кинотеатр 5D! Цену его не узнавали, но не думаю, что это сильно дорого.

Лунапарк в Златиборе

Побродив немного между пятью аттракционами, мы с дочкой все же улизнули на рынок. Уже практически все было закрыто к тому времени, но кое-что мы успели прикупить для хозяйственных нужд, так сказать.

Шоппинг в Златиборе

Например, самошитые тапочки на войлочной подошве я купила всего за 2,5 евро! Даже китайские дороже стоят. Внучке вообще за 2 взяла. Такой хороший ларек, просто чудо! Все натуральное. Особенно впечатлили кожаные изделия. Невесомые. И недорогие. Владельцем оказался очень приятный старичок, который сам держит это производство. Низкий поклон таким людям за их труд – нелегкий, но качественный!

Подошли мы и к другим ларькам. Чего там только нет! Преобладают, конечно, товары сувенирного плана. В основном из дерева – отличительная черта данной местности, ее богатство. Были потрясены в одном месте очень низкими ценами. Фото прикладываю. Курс сербского динара к евро 1:100 (приблизительно).

На прилавках увидели в продаже кизил. Но купили в итоге малину. На ночь попили с ней чай- очень хороша пошла- крупная, душистая.

Конечно, прогулялись мы и по Златиборскому «променаду». Тут также торгуют сувенирами. Приобрели пару магнитиков занятной формы, характеризующих особенности региона. Стандартная цена – 100 динаров (1 евро).

Шоппинг в Златиборе

Прониклась уважением, когда увидела следующее:

Златибор

Вот как нужно любить свой край, его природу, чтобы заставить и других относиться к природным богатствам своей родины должным образом! Молодцы!

Умилила и одновременно рассмешила вот такая поликлиника.

Сельская, одним словом.

Ну, и ларьки в виде домиков с остроугольными крышами, естественно.

Златибор

Все это очень оригинально и мне лично в новинку.

Мы также дошли до искусственного Златиборского озера. Оно правильной прямоугольной формы, на его берегах установлены кафе, на поверхности имеются катамараны. Но оно такое неухоженное! Идет запашок. Мы там долго не задержались, а двинулись вдоль него, по площади. Вечером там чего только не увидишь. Например, вот такие ростовые куклы, которые отворачиваются при попытке  сфотографировать их бесплатно.

Зато с этим мужчиной можно за просто так. 😀

Златибор

Не удержались и подошли к книжным развалам- любовь к печатной продукции у нас с дочерью маниакальная. И вот что бросилось нам сразу в глаза.
ЗлатиборДочка в итоге купила сборник рассказов известных сербских детских писателей, который перед сном почитала внуку. Сказала, что очень хороший. Поверю на слово – другого не остается, когда не знаешь языка…

Итак, вечер прошел вышеописанным образом, а утром мы отправились в волшебное путешествие – путешествие в прошлое, а именно по старой железной одноколейной дороге, названной Шарганской осмицей (восьмеркой).

От Златибора до Шаргана приблизительно минут 30-40 пути. Дорога лежит в живописной местности: горы — просто густая заросль елок вперемежку с лугами и небольшими населенными пунктами.

Шаргана
Шаргана в Сербии
Шаргана - национальный парк в Сербии
Шаргана - красивое место в Сербии

Там хорошие ориентиры, так что заблудиться нельзя. Я отметила еще одну привлекательную особенность данного края- все вывески и указатели установлены под крышей – своего рода домик, чтобы надпись не стерлась и не выцвела.

Сербия

Путешествие по узкоколейке начинается со станции Мокра Гора – просто дивное местечко, восстановленное в духе прошлых столетий.

Мы в Сербии (мокра гора)
Мокра гора, Сербия
Мокра гора, национальный парк (Сербия)
Мокра гора - национальный парк в Сербии
Мокра гора в Сербии
Мокра гора

Здесь есть действующая гостиница, а наверху строится деревянный комплекс коттеджей. Все в этно-стиле. Очень оригинально и красиво! А за ним  растут дикие яблони (очень вкусные, сладкие яблочки!), барбарис, шиповник и черноплодная рябина.

Тут же находится ресторан, при котором расположена своего рода жаровня или пекарня. Вообще, все продумано для приятного отдыха.

Говоря о данном месте и маршруте, уместно будет озвучить стоимость сего предприятия. Билеты на паровозик стоят 600 динаров. Это менее 6 евро. Дети (по-моему, до 12 лет) бесплатно. Таким образом, 2,5 часовая поездка на троих взрослых и пятилетнего ребенка обошлась нам всего в 18 евро. Я считаю, это совсем не дорого.

Поезд отправляется по маршруту дважды в день: в 10.30 и 13.25. Мы выбрали утренний рейс, поскольку дальше была запланирована поездка в близлежащую деревню Эмира Кустурицы, и не только у нас одних. Но об этом чуть позже.

Дочь где-то прочитала, что иногда билетов на всех желающих не хватает, и потому нужно приезжать заранее. Однако мы выяснили у хозяйки апартаментов по поводу этого волнующего нас вопроса, на что она ответила, что никакой проблемы на самом деле нет. Тем не менее, на станции мы были уже в 9 часов утра, одними из первых желающих попутешествовать на ретро-поезде.

Мокра гора

Хотя, забегая вперед, скажу, что по прибытию на станцию мы увидели толпы народа и битком забитую автомобильную стоянку. Так что очень даже может быть, что рассказы о дефиците билетов вполне правдивы.

Нам же достались сидячие места в вагоне… полном китайских туристов!

Они оказались суетливыми и довольно шумными. А еще старомодными… Но не суть.

Итак, поезд тронулся… и мы покинули свои места, заняв своеобразный балкончик рядом с подножкой вагона. С такой позиции обзор был намного лучше. И внуку было интересно- все же впервые катался на поезде, чему был несказанно счастлив.

Итак, Шарганска осмица. То есть восьмерка, так как линия с высоты напоминает очертания именно этой цифры. Проходит эта узкоколейка через 22 туннеля, разных по длине, абсолютно темных, а кое-где и мокрых. И, скажу вам, холодных. Так что имейте в виду: будете в здешних краях – берите куртки!

Шарганска осмица

Конечно, дорога пролегает в весьма живописном районе. Не зря Кустурица выбрал данное место для снятия своего фильма «Жизнь как чудо». А вот, собственно, и легендарная станция «Голубичи», где разворачивалось действие киноленты.

Шарганска осмица и Кустурицо

По дороге встречаются, например, такие вот одинокие беседки.

Кустурица

Да и вообще, виды открываются просто потрясающие.

Весь путь занимает порядка 2,5 часов. До станции Витаси поезд едет без остановок, что, на наш взгляд, показалось неразумным, поскольку на обратной дороге уже не хочется смотреть все во второй раз (потому внук сдружился с сербским мальчиком, и они вместе занимались своими делами в вагоне).

Шарганска осмица

Тем не менее, все фотографируются, гуляют, едят мороженое. На все- про все есть от 10 до 20 минут. Иногда меньше.

Каждая станция имеет свое назначение и свою историю. Нам больше всего понравилась Ятаре с ухоженными газонами и небольшим водопадом, стекающим по скале, а также пешеходной тропой вдоль соснового бора над станцией.

В принципе, время прошло достаточно быстро. Главное, погода способствовала путешествию. Но никто не думал- не гадал, что буквально через какие-то полтора часа ливень заставит нас покинуть невероятное местечко под названием Мечавник, или Дрвенград, или Кюстенград, возведенный в этно-стиле по проекту самого Эмира Кустурицы.

Деревенька расположена на горе и обнесена стеной. (фото 109, 108,111) Рядом — небольшое селеньице. Практически у каждого дома есть фруктовый сад, где растет слива, груша.

Вход в деревню проходит через большие ворота и стоит 250 динаров (ок. 2,5 евро). Дети бесплатно.

Местечко, конечно, интересное и, как это сейчас модно говорить, культовое. Многое тут- из фильмов самого режиссера, а также собранное по крупицам:  старые афиши и тому подобное. Тут же проходят кинофестивали, о чем свидетельствует уже не свежая вывеска на здании рецепции (ведь это еще и деревня- отель).

Мечавник

Народу посещает это место много. Оно и немудрено – сейчас «прошлое» в новинку, как бы нелепо это не звучало. А в деревеньке сохранен дух глубинки Сербии, это придает особый шик этому уголку Шаргана, в который приезжают отовсюду. Даже Джонни Депп заезжал.

Домам присвоено имя того или иного известного человека. Даже площадь Никиты Михалкова есть. Есть улица Ива Андрича, Че Гевары, Федерико Феллини. Сам Кустурица живет в доме по ул. Брюса Ли №1.

Это настоящая живая деревня – здесь есть и рестораны, и книжный магазин, и картинная галерея, и кинотеатр, и парикмахерская, и даже крытый бассейн на территории отеля.

Ну, и кроме того, символом Кюстендорфа является вышка и оригинальная часовенка, иконостас в которую был заказан из России!

В общем, вдохнул Кустурица новую жизнь в этот край, а ведь правительство страны собиралось строить тут завод. Как хорошо, что на свете есть такие энтузиасты!

Хотелось бы побыть там еще немного, подышать невероятно вкусным запахом древесины, но внезапно собравшиеся невесть откуда тучи и хлынувший из них поток заставили поменять наши планы и двинуться в сторону Черногории.

А вот и фото на память. )))

Кустурица

В Златибор можно было бы, конечно, вернуться при условии хорошей погоды. Я бы с удовольствием прокатилась в коляске, запряженной лошадью. Зять все мечтал опробовать в городской черте что-то типа квадрацикла, стоимость на который мы так и не выяснили, и которые стояли вереницей вдоль дороги. Да и, в конце концов, я не все деньги потратила.

Шучу.

Но, на мой взгляд, это более зимний курорт, нежели чем летний. Так что от души желаю ребятам как-нибудь при случае выбраться сюда еще разок-другой. Ну, и всем читателям, конечно, тоже!