Страна огромных возможностей


Черногория это страна огромных возможностей. Так как, с одной стороны здесь здорово, по сравнению с Россией очень спокойно, безопасно, лучший климат в Европе, дружелюбное население и т.п. С другой стороны, в Черногории некоторые сферы деятельности еще не развиты. И, это открывает огромные возможности для бизнеса.

Черногория

Например, в сезон не хватает рент каров (аренда автомобилей). Не сказать, что их мало, но, турпоток растет ежегодно минимум на 10% и рост предложения не успевает за ростом спроса.У предпринимателей, которые активно занимаются своим бизнесом окупаемость автомобилей занимает полтора года, и, это очень не плохой показатель. Еще пример, в Герцег Нови буквально несколько месяцев назад открылась первая в Герцег Нови кофейня. Ресторанов много, и средний уровень их весьма не плохой, а, вот кофеен не было.

На мой взгляд несколько однообразен выбор пирожных в пекарнях.

Еще, примеры, в Черногории нет гипермаркета компьютеров. Знаете, как в России, приходишь в М-видео и вот тебе выбор, 50 ноутбуков, ходить еще, куда то просто не имеет смысла. В Черногории такого нет, максимум выбор в магазине штук 15 – 20 ноутбуков. Откройте нормальный компьютерный гипермаркет и будут ездить со всей страны.

Нет кафе / ресторанов по франшизе. Ну, лично я очень скучаю по сабвею, если бы сейчас какой нибудь иммигрант открыл бы, проехал бы пол страны, что бы посидеть.

В общем, что предложить на рынок БЕЗ КОНКУРЕНЦИИ еще есть. Открытая недавно кофейня не единственный пример. В Герцег Нови недавно открыли сервис по продаже и обслуживанию айфонов, тоже такого не было в стране. Кстати, так же как и в примере с кофейней айфонами начали заниматься иммигранты. Недавно иммигранты открыли новый компьютерный магазин в Герцег Нови, обещают, что выбор будет самый большой на побережье страны. В Баре иммигранты открыли первый в стране суши бар, лично я в нем не было, но, говорят, что дела у них идут очень хорошо.

В настоящее время Черногория это страна больших возможностей для бизнеса, так как очень многие сферы, которые в России уже давно заняты, здесь еще можно организовать. Примеров миллион, от какого нибудь оригинального ресторана (речь не о том, что он будет лучше тех которые уже есть, можно просто все сделать совершенно по другому, и выиграть у конкурентов), различные франшизы (они конечно есть в Черногории, но, далеко не все), магазины иностранных товаров (не только русских), рент кары, отлично идет строительный бизнес. И т.д. При этом не стоит забывать, что получение лицензий и разрешений в Черногории намного легче, чем в России. К примеру, разрешение на то же кафе получить элементарно, мы это можем сделать даже без Вашего участия.

Приглашаем всех иммигрировать в Черногорию.

Черногория — страна огромных возможностей. Часть 2.

Статья, которую я опубликовал выше вызвала бурные обсуждения в интернете, поэтому, я решил дополнить статью новым текстом, который и публикую ниже.

У моей точки зрения нашлись как сторонники, так и противники. В предыдущей статье речь шла о том, что в Черногории отличные возможности для бизнеса, так как во-первых, рынок ежегодно растет примерно на 10% за счет ежегодного роста турпотока, а, во-вторых, многие товары и услуги привычные на российском рынке в Черногории не известны или обладают отвратительным качеством. И, это открывает большие возможности для бизнесменов с «трезвым мышлением».

На эту точку зрения мне возражали, что, население Черногории обладает стереотипным мышлением, и не станут употреблять непривычные им товары и услуги. И, оппоненты даже приводили в пример ряд создаваемых ранее русских бизнесов, которые потерпели фиаско, или, попросту говоря не очень хорошо зарабатывают. Решил пройтись по тем бизнесам, которые приводили в пример, и, не только по ним. И, хочу доказать, что проблемы крылись отнюдь не в том, что в Черногории не восприняли новый товар, а, в плохом менеджменте и ошибках, допущенных на этапе планирования.

  1. Пример 1. Суши бар. Когда я только приехал в Черногорию, я много раз слышал, что в Черногории не едят суши, они стереотипны, тяжело меняют свои привычки и все суши бары, которые открывались в Черногории впоследствии закрывались. Я даже несколько лет верил в эту теорию. Но, случилось чудо, в Баре открылся суши бар и уже более года действует. Так значит предыдущие закрывались не от того, что в Черногории не знают, что такое суши бар? А, что мешает открыть другие кафе, которые все еще не известны в Черногории? Например, кто нибудь знает в Черногории хорошую кофейню? Честное слово, сил нет, есть местные торты, они вкусные, замечательные, но, к сожалению, во всех кафе одинаковые или почти одинаковые. Кто прожил в Черногории более месяца поймет о чем я. Прежде, чем оппоненты начнут мне рассказывать про стереотипность черногорского потребителя замечу, что посещал заведение такого типа в Боснии вместе с Черногорцами и они там за обе щеки улепетывали не известные им сладости. Да, кстати и не известный в Черногории Макдональдс мы так же посещали совместно.
  2. Пример 2. Пельмени. Честно говоря, я не знаю, кто лепит пельмени, русские или черногорцы. Но, сдается мне, что все же иммигранты. Мужественно лепят уже не первый год, их почти не берет. Почему плохие продажи? Всему виной стереотип черногорского потребителя? Нет! Я тоже эти пельмени не покупаю, хотя люблю пельмени и с тех пор как живу в Черногории, ем их, честно говоря, не часто. Эти пельмени есть не возможно. Отвратительно сделаны, никогда не думал, что можно так испоганить, в общем, то простой продукт. Мужественно покупал пельмени в Черногории 3 раза, в итоге понял, что качество у них всегда одинаковое и больше не беру.
  3. Пример 3. Опять о ресторанах. Когда я только что приехал в Черногорию, мне рассказывали про ресторан открытый иммигрантом из одной страны СНГ. Говоря, вот видишь, не понимают они иностранную пищу, плохо у него дела идут. Побывал я в этом ресторане. Надо признать, ресторан действительно замечательный, но, есть одна проблемка, находится далековато от города. В итоге, посетителей не много. Кстати, предприниматель построивший ресторан впоследствии его продал.
  4. Неизвестные продукты питания. Не буду вдаваться в подробности и теорию. Просто, хочу спросить, кто нибудь видел в продаже в Черногории M&Ms? Я его уже дав года в продаже в Черногории не видел. Если его завтра завезут в Черногорию, кто нибудь сомневается, что будет продаваться?

Думаю, что можно привести еще не мало примеров плохого менеджмента предпринимателей, но, думаю, что достаточно. На мой взгляд нужно делать выводы не о стереотипности мышления черногорского потребителя, а о стереотипности мышления черногорских предпринимателей, которые редко пытаются создать, что то новое.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *