20 июня сего года жителям и туристам Черногории представилась уникальная возможность — полюбоваться огромным четырехмачтовым учебным российским парусником, «выжимателем ветра», вернувшимся в прошлом году с кругосветного плавания, вошедшим в Книгу рекордов Гинесса, — «Седов».
Мы просто не простили бы себе, если бы пропустили такой шанс — подняться на борт этой легенды. Специально отправились для этого в Котор (а именно в этом международном порте пришвартовался барк), что не очень любим в сезон из-за трудностей с паркингом. Но вид этого мощного судна заставил забыть о мелочах.
По правде сказать, мы ринулись туда не сразу. Вернее, мы пошли, конечно, к проходной, но завидев там толпу туристов, развернулись и направились к детской площадке. Сделав оттуда несколько кадров, мы подметили, что люди начали подниматься по трапу.
Тогда и решили сходить «на разведку». И правильно говорят, что терпенье вознаграждается: на проходной было пусто, так что мы спокойно расспросили, что да как. выяснилось, что вход на борт корабля бесплатный, но по документам. У меня при себе ничего не оказалось («Усы, лапы и хвост – вот мои докУменты!» (с)), но любезный черногорец пропустил нас по одному паспорту мужа (кстати, автоправа тоже годятся), тут же вернув его нам, предварительно переписав данные в журнал. Сам же он на тот момент был обложен российскими и украинскими паспортами… Видимо, он их возвращал уже на обратном пути посетителей.
Итак, «Седов». Вот он, долгожданный красавец!
Мы попросили первого встречного на территории (больше уже никто не заходил — все были на борту) запечатлеть сей исторический момент. Как оказалось, это был член экипажа, которого, несмотря на то, что он уже сутки был на суше, его все еще «штормило». J Я даже побоялась что в какой то момент он даст крен поскольку покачивался он изрядно или сделает кривой снимок
Подойдя к трапу, увидели молоденьких юнг с надписью на матроске «Нижегородский юнга» (по-моему, именно так). Стало быть, земляк, волжанин.
Очень вежливо встречает всех гостей корабля. Честь ему. Кстати сказать, команда вообще оказалась очень приветливой и дружелюбной. Приятно, не скрою.
И вот мы вступили на часть российской территории (второй раз за 3 года, включая российское посольство в Подгорице). Детям тут — раздолье. В первую очередь, конечно, штурвал!
Он такой представительный. На нем выбиты все три названия судна. Немного истории: в 1921 году корабль был построен в немецком Киле под именем «Magdalene Vinnen», но в 1936 году парусник купила фирма «Норддойчер Ллойд» и переименовала в «Kommodore Johnsen».
И лишь в 1946 году барк перешел в собственность СССР и стал носить имя знаменитого полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова (1877 — 1914).
Корабль внушает доверие и уважение. Первым делом, идеальной чистоты палубой!
И натертыми до блеска элементами «амуниции».
А какие у «Седова» высокие мачты – аж дух захватывает!
На борту есть даже сувенирная каюта (то бишь сувенирная лавка в условиях корабля), в которой можно приобрести всяческие товары с символикой «Седова». Не успела сфотографировать, поскольку «продавец» куда-то умчался и закрывал дверь, но глазом успела выцепить футболку с именной надписью за 8 евро.
Дети чувствовали себя здесь как рыба в воде — лазили по канатам, били в корабельную рынду, ну, и естественно, фотографировались, позируя родителям.
Наш же пошел еще дальше, а вернее, глубже, если можно так выразиться…(с) В корабельный (извините за интимные подробности) гальюн. Провожал его молодой матросик Ваня из Мурманска.
Вот оно, крепкое мужское рукопожатие, в котором выражены эмоции по поводу знакомства и экстренной и неожиданной, а потому такой ценной, помощи. (с)
Как мы узнали, Ваня остается на вахте, в то время как остальные курсанты сходят на берег. Мы даже присутствовали на построении, на котором им выдавались паспорта.
Позже наблюдали этих матросиков, бегающих по городу, увешанных тяжелыми пакетами.
Виды на Котор и бухту открываются нереальные.
Так бы и стоял на палубе, наслаждаясь моментом…
Но ребенок требует своего, а именно развлечений… Так, он потянул нас на выход. Но мы заметили толпу, прячущуюся в глубинах судна.
Нам стало любопытно, и мы последовали за ними. Как оказалось, совсем не зря! Так как мы попали в корабельный музей!
Экскурсию вел очень приятный дяденька. Возможно, даже капитан, но я не уверена, поскольку позже поняла, что начата она была давно, еще на верхней палубе «Седова». Но и мы захватили хорошую часть, я считаю.
Итак, — будем называть его так — гид проводил нас сначала в актовый зал, где рассказал немного о времяпровождении курсантов и экипажа корабля.
Позже мы попали в сам музей, где ознакомились с историей жизни самого полярника, по имени которого назван парусник, и самого барка.
А как же без баек?
Последней комнатой был, судя по всему, бар, клубная комната или что-то типа того.
Самое интересное – вот этот момент.
Сейчас разъясню: по легенде, желание человека, сделавшего три круга вокруг розы ветров против часовой стрелки, изображенной на полу, сбывается. Русские — люди суеверные и верующие… легендам.)) Одним словом, все кинулись «шагать». А кое-кто даже ползать.
Справедливости ради нужно отметить, это был самый смелый и отчаянный турист в нашей группе. (с)
Наблюдая за этой картиной, гид, усмехаясь, произнес: «Так интересно смотреть, как важные политики, высокопоставленные чиновники и дипломаты наворачивают круги в этом зале…» Разрядил атмосферу. ))
Также мы узнали, что «Седов» – не только учебное судно. На нем вполне спокойно можно совершить круиз (цены можно посмотреть тут: http://parusniki.info/tallships/bark-sedov/raspisanie-price-2014/). Кстати, как раз в апреле этого года разыгрывался круиз на нем из черногорского Котора в итальянский Бари. Так что каким-то счастливчикам повезло: завтра, 23.06.14, они отчалят и в течение двух дней будут принимать непосредственное участие в жизни судна: вахты у штурвала, работы на мачте, парусные авралы – и все это в команде «бывалых» и на фоне 4-х разового питания!
Помимо всех вышеперечисленных «заслуг», парусник еще и… киноактер! Именно он выполнял «главную роль» в немецком фильме 2006 года «Трагедия Памира». Также он был задействован еще в каких-то отечественных картинах… надо загуглить.
И на прощание — как же не дернуть за колокол, коль разрешают?
Барк открыт для посещений до 14.00 и с 17.00 до 19.00 на день 22 июня. 23.06.14 он отходит от пристани города Котора в 7.00. Возможно, вы еще успеете его посетить! Или хотя бы полюбоваться с берега. Удачи!