Ворота города Котор


Сегодня опишем ворота города Котор.

Северные городские ворота города Котор

Рядом с Морскими воротами на западном фронте стен, доступных только с моря, Котор в северном секторе вдоль реки Шкурды имел еще одни ворота, которые одновременно были единственной связью по суше старого города с северной частью пригорода Табачины, где находились огороды и сады граждан Котора, которая также называлась Орти, и дальше в сторону Доброты.

Северные городские ворота города Котор

Здесь река Шкурда, часто упоминавшаяся в документах как Фиюмара, берет свое начало из скалистых обрывов горы Пестинград, образуя два рукава со множеством родников. Южный рукав реки течет вдоль северного сектора стен, создавая непреодолимое водное препятствие. Через этот канал был сооружен каменный мост на трех подпорах, которые вместе с помещениями для пушек поддерживали кров и две башенки для стражи. На северной стороне моста было сооружено невысокое укрытие с треугольной основой, а на южной — мост не упирался в ворота, а одна его часть была сделана из дерева и поднималась как раздвижной мост, прерывая всякую связь с городом с этой стороны.

Северные городские ворота города Котор

Часть городской стены между бастионами Рива и Бембо, в которой прорублены Северные ворота, построена по типичной технологии романского периода XIII — XIV веков из мелких камней, обильно залитых раствором, и не имеет защитного слоя для уменьшения прямого воздействия разрушительной мощи огнестрельного оружия в вертикальные стены. Подпирают ее массивные контрафоры, похожие на такие же с западной стороны возле моря, что указывает на происхождение обеих частей стены в упомянутый романический период.

С другой точки зрения, Северные ворота значительно меньше Морских ворот и вместо ровной архитектурной балки имеют украшения времен ренессанса, отображающие крепость с крылатым львом и святого Марка с закрытой книгой. Под ними рамы с оббитыми гербами инициалами которского провидора Джан Матеа Бемба, генерального провидора Джиролима Лорендана и итальянского доджа Антония Грития, а на отдельных табличках две латинских надписи в которых говорится о том, что 15 августа 1539 года было отбито нападение турецкого флота, а 25 марта 1540 года были сооружены эти ворота. Следовательно, Северные ворота сооружены в память неудавшегося нападения на город турецкого адмирала Хайрутдина Барбаросы, который в 1539 году с внушительным флотом прорвался в Боко-Которский залив, вновь поработил под турецкое владычество г. Герцег Нови, на короткое время освобожденный объединенным флотом Италии, Испании и Ватикана под командованием прославленного адмирала Андрие Дорие, откуда подошел к Котору, вошел кораблями в северный рукав реки Шкурды и безуспешно атаковал Северные ворота. Итальянским воинам с бастионов Рива и Бембо (в то время еще недостроенного), пришли на помощь в обороне своего города и граждане города Котор, вдохновленные послушницей Озаной, признанной которской блаженной, благодаря чему отбиты все атаки турецких башибузуков и флота с его пушками.

Внутри сводов Северных ворот, в толщине стен имеется сторожка для охранников ворог, в обязанности которых входило вечером поднятие, а утром — опускание цепного подъемного моста, а во время базарных дней они забирали оружие у черногорцев, приезжающих на так называемый Черногорский базар — свободное пространство между двух рукавов реки Шкурды, определенное для торговли с горштаками из глубинки и Горском Венце.

Южные ворота города Котор

На южной верхушке треугольного пространства старого города Котора, под обрывистыми краями горы Святой Иван, над источником Гурдич, находятся Южные ворота города, называющиеся также воротами Шураня или от Гурдича.

Южные ворота города Котор

Эти ворота представляют собой единый выход главной городской трансверсии, улицы от Северных ворот вдоль подножья горы Святой Иван и единственную коммуникацию города на юг.

Этот стратегически важный вход не имел всего лишь одну калитку как в случае Морских или Северных ворот, а целую систему трех поясов ворот в разные периоды застройки. Самый новый — наружный вход, который состоит из высокой, хорошо выложенной стены и двух массивных четырехугольных столба с окончаниями типа перевернутых, которые строились на итальянских укреплениях в 18 веке. На верхней части столбов в прорезях установлены железные колеса, через которые проходили цепи для поднятия раздвижного моста над глубинами Гурдича, прерывающего всякую связь города с южным пригородом Шуранем. Средние ворота состоят из части городской стены и ворот романского страстного лука, с угловыми отверстиями для калиток. Благодаря им их можно отнести к ряду древнейших городских ворот периода романтики 13 века. Завершающий внутренний пояс составляют ворота в высокой стене, продлевающие бастион Гурдич 1470 года, воздвигнутый для усиления обороны входа в город. Эти ворота украшены полуколоннами и сводами и имеют стильные отличия подобных ворот итальянского зодчего Джани Джиролимо Санкритио, укрепляющего и украшающего итальянские крепости в первой половине 16 века на восточном берегу Адриатики.

Южные ворота города Котор

С Южными воротами и цепным мостом через поток Гурдич связывают понятие церкви святой Марии от моста, или от Гурдича, упоминаемую в старейшей сохранившейся нотариальной книге Котора времен 1326 — 1327 годов и к которой в 1360 году пристроена часовня святой Лючии. Наряду с этой церковью существовал женский монастырь, разрушенный в конце 16 века, а сама церковь закрыта для богослужения в конце 17 века и превращена в казарму и хранилище для оружия. Останки этой церкви находятся под расширением бастиона Гурдич. Интересными являются данные о том, что монахом и ректором этой церкви в первой половине 14 века был известный фра Виго Чучо, который ассоциируется с известным зодчим фра Витом, франевцем третьего лаичкого ряда, из «Котора, города королей», создавшего красивейший храм, жемчужину здешней средневековой архитектуры, — церковь монастыря Высокие Дечаны возле Печи на Косово во времена царя Душана.

На фортификационный комплекс Южных ворот с южной стороны моста наслаивается внешняя низкая стена в виде покрытого сводчатого коридора, который на расстоянии 20 метров резко поворачивает на запад и оседает на останки церкви и часовни святого Франя на Шураню, разрушенных и 1656 году по приказу итальянских властей, что означает, что эта стена намного моложе и относится к концу 17 века. Часть этого коридора с бойницами для пушек разрушена в 1922 году для нужд первой электрической централы в Которе (на данный момент здесь находится здание Социального страхования), а почти весь коридор разрушен в 1955 году, когда здесь необходимо было построить новую почту, но вместо этого открыт и археологически исследован комплекс упомянутого монастыря.

Южные ворота города Котор

Морские ворота города Котор

До 19 века подход к Котору с запада был возможен только кораблем, поскольку не было прибрежного пути перед стенами, перед которыми находилась пристань Марина (или реже – Рива), от останков которой недавно найдена одна колона — столб для швартовки кораблей, в настоящий момент поставленный между двух пальм перед Главными воротами.

Морские ворота города Котор

В западном секторе которских стен вдоль моря имелись старые ворота на пристань, построенные в 13- 14 веках, когда в Которе определился четкий периметр стен вокруг самого города и обрыва Святой Иван, с бастионом Цитадела и башней Карампана на углу со стороны моря. Эти первобытные Морские ворота открыты во время извлечения земли из бастиона Вальер, южнее сегодняшних Главных ворот. Древние ворота были мастерски встроены в полотно стены, без каких-либо украшений или надписей, с массивной рамой и луком готического стиля. Порог этих ворот находится на большой глубине, поэтому предполагается, что старые ворота и часть западной стены были повреждены и опустились в почву во время одного из сильных землетрясений, вероятнее всего в 1537году,  и были и обнесены новыми стенами бастиона Вальер и засыпаны землей, чтобы на 30 метров севернее были пробиты новые, сегодняшние Морские ворота.

В течение первой половины 16 века велись масштабные реконструкции западного сектора городских стен вдоль моря и северного сектора вдоль реки Шкурды, с башней Карампана на верху бастиона Цитадела, поскольку ожидалось нападение турецкого адмирала Хайрутдина Барбароссы в 1539 году. К этому моменту был закончен бастион Рива и начат пятиугольный бастион Бембо, а также малые бастионы Вальер и Корнер с обеих сторон городской Тржницы (Маркаты) (площади), а старую городскую стену 13-14 века обложили косым шкарпом, чтобы уменьшить разоряющую мощь неприятельского пушечного огня. Поскольку опасность нападения миновала, в 1555 году во время правления пронидура Бернандина Реньера, новопробитые ворота в западной стене, а именно — сегодняшние Главные, или Морские ворота, — получили богатую архитектурную декорацию барокко — ренессансного стиля: выпуклые каменные блоки возле олуков ворот и идентичные колоны с псевдоклассическими капителами, поддерживающими широкий архитрав, в середине которого была установлена табличка с итальянским крылатым львом святого Марка, инициалами провидура Реньера.

Украшение ворот завершалось ровной таблицей на высоте полукруглого венка, который отделяет косую шкампированную стену от верхней вертикальной части стены, а сами ворота были намного выше и сложнее.

Морские ворота города Котор

Исследованиями утверждено, что предполагаемый порог ворот находится на 70 м выше уровня сегодняшней мостовой, что означает, что за прошедших 450 лет от постройки ворот окружающие окрестности именно на эту высоту были насыпаны по следующим причинам: почва опустилась вследствие постоянного выравнивания берега приблизительно на 1 мм в год, затем вследствие постоянного вымывания мельчайших частиц под воздействием подземных вод,   приливов и отливов и, наконец, проседанием почвы во время многочисленных землетрясений в течение прошлых веков.

Нетронутым свой изначальный образ ворота сохранили до 1897 года, когда Австрия, сохраняя в полном объеме все предыдущие декоративные признаки, в честь 100 годовщины своей первой оккупации Котора , установила над ренессансно — барокковой таблицей Морских ворот накладную декоративную композицию в облике щита, в центре которого была богатая рама с австрийским государственным гербом — двухголовый орел в царской короне и с жезлом. Гаму по бокам придерживали два грифона — мифические чудовища с львиным туловищем и орлиными головами и крыльями. На ровной завершающей планке латинскими символами написан год 1814 (MDCCCXIV), когда Австрия решением Венского конгресса вновь получила Котор, а под ним классическая латинская догма “Iustitia Regnorum Fundamentum„ (Правда — оплот государства).

Это комбинированное итальянско-австрийское украшение осталось нетронутым во времена первого освобождения Котора от иностранного ига 1918 года, вопреки желанию некоторых горожан разрушить его, благодаря защите тогдашнего Жупника — знаменитого историка, дона Антона Милошевича, члена Народного Веча Котора, заявившего, что эти символы иностранной власти находятся снаружи города и к самому городу не имеют отношения, поэтому не должны никому мешать.

Между тем, после освобождения Котора во время второй Мировой Войны, в марте 1945 года, группа разозленных и безответственных горожан Котора дубинками разбила рельеф итальянского льва над олуками Морских ворот и грифонов из австрийского украшения. Позже, вместо львов установлена обыкновенная каменная табличка с пятиугольной звездой и датой освобождения Котора 21.XI. 1944. Австрийский герб в овальной рамке был оббит, а вместо него выбит герб Федеративной Республики Югославии. Убрали год 1814, как и максиму о правде как фундаменту государства, а вместо нее вырублена фраза, которую приписывают Иосифу Брозу: «Чужого не хотим, своего не отдадим» (TUDE NECEMO SVOJE NEDAMO), на которой заметны следы исправлений.

Невзирая на несколько попыток организации акции реставрации, изначального вида Морских ворот в соответствии с началами так называемой Веницианской конвенции ЮНЕСКО об одинаковой ценности всех исторических слоев на некоторых памятниках, этот город мирового культурного наследия ЮНЕСКО, древний Котор и дальше на своих сегодняшних Главных воротах носит ясные следы непромышленного и недопустимого вмешательства в историю значительного исторического памятника, каковым являются Морские ворота города Котор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *