Традиции Черногории


Сегодня хочу поговорить о традициях Черногории. Черногорская традиционная культура большое внимание уделяет песне и танцевальной композиции, изображающей народные обычаи. Что же касается танца, эта традиция особенно давняя в Боке Которской, так как сюда танец прибыл непосредственно из Европы, с которой этот край был тесно связан. Приморская часть Черногории долго была под оккупацией; сначала это была Венеция, затем Австрия, после нее короткое время господствовала Франция, дабы вскоре вновь передать власть Австро-Венгерской империи. Среди военных, которые побывали здесь на постое, всегда находились любители развлечений, которые организовывали танцевальные балы, куда приглашали и местную элиту. В континентальную часть страны танец проникает гораздо позднее, уже во времена формирования современного государства. Сначала им увлеклись в столице — Цетинье во время правления князя Данила, а особенно полюбилось искусство танца во времена князя, а потом царя Черногории Николы I Петровича. С другой стороны, Подгорица и Никшич, так же как и Плевля и Беране, являлись важными центрами развития музыкального искусства, где фольклор играл очень важную роль. В Боке Которской столетнюю традицию продолжает городской оркестр духовых инструментов, а такой оркестр сегодня имеет практически каждый город.

Классическая музыка давно и прочно заняла свое место в черногорской культуре. В прибрежной части произведения композиторов с мировым именем первоначально исполняли иностранцы, но местные музыканты быстро осваивали эту науку, и вскоре партитуры произведений европейских композиторов заняли свои места на пюпитрах.

В Боке Которской, где с давних времен «обоснсновались» рояль, скрипка, а «долгожителями» являются и духовые инструменты, традицию народного песнопения поддерживают хоровые коллективы и капеллы, которые исполняют оригинальные мелодии этого края, напоминающие мелодии хорватской Далмации. В континентальной части Черногории гусли долгое время держали пальму первенства в кругах аристократии, а во время праздников и народных гуляний пелись самобытные народные песни и водитесь хороводы. В начале двадцатого столетия, когда начали образовываться первые национально-культурные общества, кроме традиционных черногорских песен участники самодеятельности исполняли тесни и танцы всех народов бывшей Югославии. В те времена, и позднее во время СФРЮ, в Черногории было много композиторов и исполнителей, имена которых были широко известны за ее пределами. В современной Черногории, несмотря на большое количество дискотек, и ночных клубов, регулярно проводятся фестивали и концерты, на которых звучит классическая, эстрадная и народная музыка.

В Черногории выделяются четыре типа национальной одежды: черногорская, бокейская, мусульманская и малисорская. Им соответствуют характерные для региона песни и пляски. Что касается черногорских хороводов и песен, по свидетельству специалистов-этнографов, они являются продуктом самобытной народной фантазии и развивались самостоятельно, без влияния извне. Известны Црмннчко, Зетско. Ловченско «оро» (хоровод имеет корни в слове «орать», так как исполняется очень громко), хотя, как сказал один местный этнограф. — каждый район имеет свое «оро». Черногорская мужская и    национальная одежда одна из самых богатых и красивых в Европе. По мнению специалистов, ее срочно нужно защитить законом как раритет, поскольку оригинальная национальная одежда под влиянием урбанизации и глобализации постепенно исчезает.

Черногорский народный костюм состоит из «капы» наподобие круглой тюбетейки с черным твердым ободом и плоским верхом из краевого материала, на котором, как правило, были вышиты инициалы хозяина. «Гуня», напоминающий парадный кафтан, на который одевался «джамадан» (нечто вродекороткого пиджака), как правило, из красного сукна, чьи края обшивались золотым галуном или черным шелковым  шнуром и синих штанов особого кроя, напоминающие шаровары «потурлии». Белых шерстяных гольф и кожаных «опанков» — поршней, башмаков, которые сделаны из двух кусков кожи и привязываются к ноге ремнями. Настоящая черногорская национальная одежда украшена золотым шитьем, а каждый предмет костюма сделан из качественного материала, поэтому она очень дорогая. Черногорцы никогда не жалели денег, чтобы заказать богатую одежду, дабы в торжественных случаях одеться «как надо», то есть в соответствии с важностью предполагаемого события.

Этнолог Драшко Савкович утверждает, что невозможно проследить процесс возникновения черногорского национального костюма, его отдельных деталей и состав-ляющих. По мнению этого специалиста, каждый предмет комплекта, будь то кафтан, жилет или головной убор имеет свою собственную историю возникновения, которую невозможно доподлинно воспроизвести, а свой окончательный вид костюм приобрел лишь в XIX веке. Черногорскую «одеду», как в старые времена называли одежду, в прошлом шили женщины, используя природные ткани. Для грубых полотен и кантов использовали метельник прутьевидный, который в изобилии растет в Черногории, а также лен, коноплю и хлопок, для других предметов одежды использовали шерсть. В городе Доброта вблизи Котора ткался шелк, который вместе с золотыми нитями и другими дорогими материалами также использовались при шитье костюма. Позже для одежды использовались новые качественные ткани, которых было гораздо больше. На сегодняшний день в семейной мастерской Ракочевич сохраняется традиция пошива черногорской, бокейской и мусульманской национальной одежды, а Ваин и Невина Турушкович из города Тузи шьют малисорские костюмы. Эта одежда получила название по Малесии, территории от Подгорицы до албанской границы, где проживают в основном албанцы. Бокейский костюм, характерной особенностью которого является кафтан черного цвета, напоминает национальную одежду Средиземноморья и выглядит весьма представительно. Мусульманские и малисорские одежды состоят из множества деталей и тоже имеют роскошный вид.

Вот такая получилась небольшая статья о традициях в Черногории. Надеюсь, было интересно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *