Бухгалтерия в Черногории


Сегодня поговорим о бухгалтерии, цель этой статьи написать, что-то вроде пособия по основам бухгалтерии Черногории, с целью помочь начинающим иммигрантам лучше ориентироваться в документообороте своей фирмы, чтобы понимать, что к чему, и не допускать тех или иных ошибок. Эта статья будет полезна, как обладателям фирм нулевок, так и владельцам фирм, которые ведут реальный бизнес. Знания, которыми я поделюсь помогут избежать уплаты лишних налогов, а также не попасть на штрафы за некачественное бухгалтерское обслуживание.

Ну, а если у Вас еще нет фирмы, посмотрите видео ниже, в нем содержится подробная информация о том, как ее открыть.

Выручка Вашей фирмы

Многие считают, что выручка фирмы возникает в момент оплаты товара или услуги. Это не так, выручка в Черногории возникает в момент выставления фактуры. Смотрим пример ниже.

На фото выше мы видим книженье выставленной Вами фактуры. Эта фактура была с НДС, так, как фирма, которую ее выставила является плательщиком НДС. Соответственно, в главной книге Вашего предприятия отобразились три события:

  1. Произошло увеличение конто 2020, по которому Ваш покупатель должен Вам заплатить 90,75 евро.
  2. По конто 4700 у Вас возникла обязанность уплатить в бюджет 15,75 НДС.
  3. И по конто 6123 у Вас возникает выручка в 75 евро. Разница между выручкой (конто по классу 6) и затратами фирмы (конто по классу 5) в конце года дадут прибыль или убыток. Пока еще год не закончился, и еще нет расчёта результата деятельности фирмы (прибыли или убытка), но понятно, что увеличение конто по классу 6 в итоге увеличит нашу прибыль, а соответственно и размер налога на прибыль.

Обратите внимание, нам еще ничего не оплатили, но у нас уже возникает обязанность по уплате НДС и увеличивается выручка фирмы, что в последствии может повлиять на размер налога на прибыль.

Что бы лучше понимать происходящее хочу привести еще один пример.

На этом скрине немного другая ситуация. Фирма экспортировала какие-то услуги. Так, как при экспорте услуг нет НДС, соответственно, книжение фактуры осуществлено без НДС:

  1. По конто 2030 учитывается долг покупателя по отношению к нашей фирме.
  2. По конто 6132 учитывается наша выручка в сумме 1612 евро.

В данном случае нет НДС, так как это экспорт услуг. Если бы Ваша фирма продала услуги на внутреннем рынке, не будучи плательщиком НДС, книжение было бы так же без НДС. Напомню, что плательщиком НДС фирмы становятся после достижения годовой выручки в 30 000 евро.

А что происходит в момент оплаты счета? Вы выставили счет, его оплатили….. Смотрим скрин ниже.

Скрин иллюстрирует книжение выписки банка, в частности, как видим, были оплаты от покупателей. Например, в пятой строке мы видим, что какой-то покупатель оплатил счет на сумму 90,75 евро. Ранее, в момент выставления счета, сумма задолженности по этому покупателю учитывалось на дуговной стороне, а теперь сумма перешла на потражную сторону, т.е. в главной книге произошел учет, что этот покупатель в отношении нас свои обязательства выполнил и больше ничего нам не должен. Так же произошло увеличение суммы денег на расчетном счете, что учитывается на конто 2410.

Обратите внимание, что при книжении выписки банка нигде не задействованы конто по классу 6 (которые учитывают выручку фирмы) и конто по классу 4 (в частности 4700, где происходит учет исходящего НДС). Как видите, момент оплаты не влияет ни на размер исходящего НДС, который нужно заплатить в бюджет, ни на размер выручки, от которой зависит налог на прибыль. И то и другое учитывается в момент выставления счетов, а не в момент оплаты.

Понимание этого факта подводит нас к правилам выставления счетов. В двух словах, все не оплаченные счета должны быть сторнированы до конца отчетного периода. Для плательщиков НДС, отчетный период – календарный месяц. Если Вы не являетесь плательщиком НДС, то для Вас отчетный период – календарный год.

В случае сторнирования счета, все задействованные ранее конто, фигурируют снова, но уже с отметкой минус, т.е. происходит аннулирование задолженности покупателя нам, и наших обязательств по уплате НДС и учитывается снижение выручки предприятия. Все, что я только что написал иллюстрирует скрин ниже.

Это очень важный момент, в котором нужно хорошо разобраться, чтобы не платить лишних налогов, в данном случае, налога на прибыль и НДС. У меня на сайте есть отличная статья, которая этот момент поясняет более подробно, и я Вам советую ее прочитать.

Формирование прибыли или убытка

Ваши совокупные приходы, которые как мы уже знаем, возникают в момент выставления счета, учитываются на конто класса 6. А ваши расходы учитываются на конто классе 5. Смотрим скрин ниже.

Разница между конто по классам 5 и 6, в итоге перейдет в bilans uspeha и получится прибыль или убыток. Если будет убыток, то он может уменьшить прибыль будущих лет, т.е. в будущем меньше заплатите налога на прибыль. Ну, а если будет прибыль, то у Вас возникает обязанность по уплате налога на прибыль. О размере налогов мы поговорим чуть позже.

Как видим, при определении результата деятельности фирмы, в бухгалтерии учитываются определенные расходы. Что можно списать на них? Если не загружать Вас ссылками на Законы и описанием различных нюансов, коротко, списать можно все затраты, которые имеют отношение к деятельности фирмы и нельзя списать то, что с этой фирмой никак не связано.

Например, у меня один из клиентов, не уведомив меня, додумался со счета фирмы оплатить таможенную пошлину за растоможку товара, заказанного на физическое лицо. Разумеется, он был в корне неправ и такие транзакции делать нельзя, так как это никак не связано с деятельностью фирмы.

При этом, важно знать следующее, что некоторые затраты списываются сразу же, например, оплата аренды офиса, оплата канцтоваров, оплата ДЧЛ.

А ряд затрат будут списывать в течении определенного срока. К примеру, расходы на покупку основных средств (телефон, компьютер, коммерческое помещение и т.д.) списываются не сразу, а в течении срока их эксплуатации. Подробно этот момент объяснить сложно, так, как тогда надо прочитать целую лекцию про амортизации, и я не думаю, что Вам это интересно. Просто запомните, что покупка основных средств уменьшит Вашу налогооблагаемую прибыль не моментально, а за какой-то период. Точный срок зависит от наименования основного средства, его стоимости и других особенностей, это может быть, как год, так и несколько лет. Например, недвижимость амортизируется в течении 40 лет.

Также, есть некоторые затраты, которые учитываются в бухгалтерском учете, но не учитываются в налоговом учете. Т.е., когда делаем отчет о налоге на прибыль, мы эти расходы из него убираем. Это называется usklađivanje расходов и приходов. Например, в налоговом учете не учитываются как расходы пени за несвоевременную выплату налогов, расходы на спортивную деятельность (благотворительность). 

Что касается русскоязычных иммигрантов, которые приехали жить в Черногорию, большая их часть занимается услугами (дизайн, программирование и т.п.). Я заметил, что моим клиентам очень понравилось списывать затраты на командировки. У кого-то командировки реальные, у кого-то выдуманные, но попробуй это докажи. Вот здесь статья по этому вопросу.

Основные налоги

Наверное, статья по бухгалтерии в Черногории была бы не полной, если не упомянуть о налогах. Основные налоги, которые платит фирма следующие:

  1. Налог на прибыль.
  2. Налоги с зарплаты.
  3. НДС.
  4. Налог на получение дивидендов.

Я не буду подробно описывать сейчас налоги, так, как у меня есть отдельная статья, в которой описан этот вопрос. Посмотрите Актуальные налоги в Черногории.

Какие отчеты и когда сдаются

Отчетов много, и не все из них Вам нужны. Есть определенные отчеты, сдача которых предусмотрена только для средних и крупных предприятий. Так, как большинство русских являются владельцами микро или малых предприятий, то рассмотрим отчетность только для этой категории иммигрантов.

Микро и малые фирмы Черногории сдают следующие отчеты:

  1. Отчеты по зарплате. Сдается ежемесячно, до 15го числа месяца, который следует за отчетным.
  2. Отчет по НДС. Сдается ежемесячно в те же сроки, что и отчет по зарплате.
  3. Пакет годовой отчетности. В него входят bilansi stanja i uspeha, statistički aneks i napomena, а также отчет о налоге на прибыль. Сдаются до конца марта или «досрочно» при осуществлении важных статусных изменений или при ликвидации фирмы.
  4. Отчет в пенсионный фонд. Сдается до конца апреля. Кстати, многие бухгалтера этот отчет не сдают, причем, как русские, так и черногорские. Причины я подробно описывал вот в этой статье. Чувствую лет через 20-30 в Черногории будет массовая истерия русских иммигрантов, что из-за нерадивого бухгалтера, люди не получили пенсию. Но, с другой стороны, об этом можно было подумать в тот момент, когда 20-30 лет назад они выбирали не качественного, а самого дешевого бухгалтера.

Как выглядит бухгалтерия не работающей фирмы

На скрине ниже месячный объем книжений за фирму, которая не вела деятельность.

Как видим, объем книжений не большой, поэтому стоимость бухгалтерских услуг за не работающую фирму, ниже, чем за работающую.

Ежемесячно сдаются отчеты по зарплате. До конца марта сдается пакет годовой отчетности. И до конца апреля сдается отчет в пенсионный фонд.

Как выглядит бухгалтерия действующей фирмы в области услуг

А вот объем книжений за один месяц в небольшой фирме, занимающейся услугами.

Как видите, объем работы уже во много раз больше. К отчетности, добавляется сдача отчета по НДС и расчёт амортизации.

Оба примера, как работающей, так и не работающей ООО, не выдуманные, а реальные, скрины сделаны с фирм, которые находятся у нас на бухгалтерском обслуживании.

Как выглядит бухгалтерия в Черногории

Еще важный момент, не зависимо от того, ведет Ваша фирма деятельность или Вы открыли фирму – нулевку, только для получения ВНЖ, есть определенные правила, как должна выглядеть бухгалтерия в Черногории. Эти правила проще показать, чем объяснить, в видео ниже сравнение качественной и некачественной бухгалтерии.

Друзья,
Ко мне можно обратиться с вопросами по открытию или ликвидации фирм, оформлению ВНЖ, бухгалтерскому обслуживанию. Я лицензированный бухгалтер, который имеет соответствующие сертификаты / дипломы, полученные в трех странах, включая и Черногорию. Все мои контакты здесь. Оказываем услуги по всей Черногории.

Лицензированный бухгалтер в Черногории

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *